13.05.15 02:00

Отгремели праздничные салюты на Красной площади, в клубах дыма и реве моторов уехали по местам дислокации танки «Армата», комплексы «Искандер», «Корнет-Д», боевые машины пехоты «Курганец-25»… Спустя 70 лет после Великой Победы Россия все еще остается мощной военной державой, прочно удерживаясь в тройке мировых лидеров. Нам, как автомобильному журналу, любопытно было проследить, как изменилась мобильная техника армии СССР образца 1945 года, пройдя через годы расцвета, застоя, распада и новейшего возрождения.

 


Средний танк Т-34


Прославленный в песнях и кинофильмах советский танк времен ВОВ не случайно считается лучшей боевой машиной сороковых. Его не хватало числом в начале войны, но он побеждал качеством. В 1941—1942 годах ему не было равных на полях сражений — поначалу вермахт мало что мог противопоставить среднему танку Т-34. Наклонные пластины брони башни и серьезная огневая мощь 76?мм пушки позволяли «тридцать четверке» безнаказанно расправляться с массовыми Panzer III на дальней дистанции. Предельное расстояние, с которого Pz. III, оснащенный 50?мм орудием, мог пробить броню Т-34 — это 600 м, при этом немецкие танкисты должны были стрелять подкалиберным снарядом. Советский танк легко пробивал броню ранних модификаций Panzer III на расстоянии свыше 2000 м. Лишь позже немецкие заводы наладили производство «Тигров», превосходящих первые Т-34 по защищенности.

 

Дорогами Победы

 


Первые три серийные Т-34 еще в декабре 1940 года проходили интенсивные испытания стрельбой и на марше по маршруту Харьков — Кубинка — Смоленск — Киев — Харьков. Вот факт: пробег выявил столько конструктивных недостатков, что комиссия усомнилась в боеспособности машин вообще. После долгих межведомственных споров волевое решение принял маршал Ворошилов — танку быть! Но его главные недостатки — теснота и ограниченный обзор для экипажа, ненадежная трансмиссия — так и не были ликвидированы. Недочеты устранялись уже во время войны, и в итоге Т-34 стал той грозной силой во Второй мировой, на которую опирались многие победы Красной армии. Танк был отлично сбалансирован — сочетал в себе маневренность и проходимость по бездорожью, скорость передвижения (мощность двигателя — 500 л.?с.), большой запас хода, а также удачную конструкцию брони (многие снаряды немцев уходили в рикошет) и мощную 76?мм пушку.

 


Ходовая часть танка состояла из пяти обрезиненных опорных катков на борт, заднего ведущего колеса с гребневым зацеплением и направляющего колеса с натяжным ­механизмом. Опорные катки подвешивались индивидуально на цилиндрических спиральных рессорах. В состав трансмиссии входили многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростная коробка передач, бортовые фрикционы и бортовые передачи.
Важнейшие ТТХ танка Т-34: боевая масса — 30,9 тонн; экипаж — 4 человека; клиренс — 400 мм; броня лобовая  — 47 мм, бортовая — 60 мм, кормовая — 47 мм, крыша — 20 мм, днище — 21 мм, лоб башни — 70 мм; скорость (по шоссе) — 55 км/ч; запас хода (по шоссе) — 465 км; глубина преодолеваемого брода — 1,30 м.

 


Тяжелый танк ИС-2


Помимо юрких и скоростных Т-34, Красная армия нуждалась в тяжелобронированных мощных машинах. ИС-2 был одним из таких. Аббревиатура ИС означает «Иосиф Сталин» — и поверьте, в те годы никто не воспринимал это название с усмешкой. Машина оснащалась 122?мм пушкой А-19. Танк был самым мощным и тяжелобронированным из советских серийных танков и одним из сильнейших танков в мире на период войны. Танки этого типа сыграли большую роль в боях 1944—1945 годов, особенно отличившись при штурме городов.

Дорогами Победы


Броневой корпус танка (кроме лобовой детали у части машин) сваривался из катаных броневых плит толщиной 90, 60, 30 и 20 мм. ИС-2 оснащался четырехтактным V-образным 12?цилиндровым дизельным двигателем В-2?ИС мощностью 520 л. с.

 


Легкая самоходная установка СУ-76


Самоходка была предназначена для борьбы с легкими и средними танками противника, расстрела разного рода укреплений, мототехники, зенитных орудий и т. п. Даже против тяжелой «Пантеры» СУ-76 тоже имела шансы на победу — 76?мм снаряды пробивали маску пушки и тонкую бортовую броню. Против «Тигра» и более тяжелых машин СУ-76 была малоэффективна.

Дорогами Победы


Поначалу СУ-76 комплектовались заведомо неудачной силовой установкой из двух параллельно установленных автомобильных бензиновых двигателей ГАЗ-202 мощностью 70 л.?с. Система была сложна в управлении, моторы давали сильные крутильные колебания элементов трансмиссии, что приводило к их быстрой поломке. Позже, после снятия танка Т-70 с производства, СУ-76 получила мотор ГАЗ-203, более совершенный, и с ним установка стала самой массовой после Т-34 боевой бронированной машиной в Красной армии.


Скорость до 45 км/ч. Боевая масса 11,2 т.

 


БМ-13 «Катюша»


Конструкция БМ-13 «Катюша» предельно проста: рельсовые направляющие и устройства их наведения — на автомобильном шасси ЗИС-6. Для наводки были предусмотрены поворотный и подъемный механизмы и артиллерийский прицел. В задней части машины находились два домкрата, обеспечивающие большую устойчивость при стрельбе. На одной машине могло размещаться от 14 до 48 направляющих.

 


Вся соль «Катюши» заключалась с реактивных снарядах. Их корпус — это сварной цилиндр, поделенный на три отсека: отсек боевой части, двигательный отсек (камера сгорания с топливом) и реактивное сопло. Снаряд РС-132 для установки БМ-13 имел длину 0,8 метра, диаметр 132 миллиметра и весил 42,5 кг. Внутри цилиндра с оперением находилась твердая нитроцеллюлоза. Масса боевой части — 22 кг. Масса взрывчатого вещества 4,9 кг — «как шесть противотанковых гранат». Дальность стрельбы — до 8,5 км.

Дорогами Победы

 


При залпе все ракеты выпускались практически одновременно — и за несколько секунд почва в районе поражения оказывалась буквально вспахана взрывами. Звук залпа был страшен — грохот, шипение и вой; он оказывал на немцев сильное деморализующее воздействие.


При этом ударной волной и огнем массово поражалась живая сила, а прямое попадание в танк пробивало броню насквозь. Подвижность установки позволяла быстро сменить позицию и избежать ответного удара немцев. Обратной стороной массового удара являлась низкая прицельная точность — целились не по объекту, а по району.

 


СПУСТЯ
70 ЛЕТ…

 


Основной боевой танк Т-90


В качестве основного вооружения на Т-90 установлена гладкоствольная 125?мм пушка; справа от орудия расположен спаренный 7,62?мм пулемет ПКТ; на башне размещается 12,7?мм зенитный пулемет НСВТ, оснащенный системой дистанционного управления со стабилизацией в вертикальной плоскости. 125?мм пушка танка приспособлена для стрельбы ПТУР с лазерным наведением. Дальность стрельбы ПТУР составляет 4000 м. Танк Т-90 способен поражать большинство танков и вертолетов противника днем и ночью, оставаясь вне зоны досягаемости.


На танке стоит многотопливный четырехтактный быстроходный дизельный двигатель В-84-1 (840 л.?с., до 1000 л.?с. в модификациях) жидкостного охлаждения с наддувом от приводного центробежного нагнетателя. Кроме того, используется инерционный (волновой) наддув.

Дорогами Победы


Несмотря на 20?летний возраст конструкции, Т-90 по?прежнему является грозной многоцелевой бронированной машиной.

 


122?мм реактивная система залпового огня «Торнадо-Г»


РСЗО «Торнадо» — это двухкалиберная система, совмещающая на одной платформе установки «Град» и «Смерч». За счет автоматической стрельбы «Торнадо» может покинуть позицию еще до того, как снаряд достигнет цели. Стрелять можно как залпом, так и одиночными высокоточными ракетами.


РСЗО предназначена для нанесения ударов по открытой и находящейся в укрытии живой силе противника, бронетехнике, артиллерийским и минометным батареям, командным пунктам. Основные ТТХ: дальность действия — до 100 км; поражаемая залпом площадь — 840 гектаров (да!); время залпа — 38 с; скорость хода — до 60 км/ч; дальность хода — до 650 км (шасси а/м «Урал»).

Дорогами Победы


«Катюше» такие характеристики и не снились…

 


Танк «Армата» Т-14


Это броня ближайшего будущего: на вооружение в ВС РФ он пока не принят, хотя первые образцы уже прокатились по Красной площади. Считается наиболее современным и мощным танком во всем мире на 2015 год.


«Армата» содержит изолированную бронированную капсулу для экипажа из трех человек, у танка необитаемая башня и автомат заряжания. Это повышает как уровень защищенности экипажа, так и эффективность огня. Двигатель танка будет дизельным, мощностью порядка 1400—1600 лошадиных сил. Танк на базе перспективной платформы «Армата» будет оснащаться новейшей 125?мм пушкой 2А82, на данный момент оцениваемой специалистами как лучшая в мире.

Дорогами Победы


Система ПВО танка способна одновременно «вести» до 40 динамических и до 25 аэродинамических целей — совершенно недосягаемый показатель для всех РЛС, состоящих на вооружении других армий. На платформе «Арматы» также будут выпускаться БПМ и другая техника.

 


САУ «Коалиция-СВ»


Предположительно, САУ будет способна работать в режиме «Шквал огня», когда несколько последовательных выстрелов производятся с таким расчетом, чтобы снаряды (калибр — 152 мм) подошли к цели почти одновременно.


Башня — необитаемая с автоматом заряжания, микроволновую систему поджигания заряда, дистанционно управляемый пулемет. Экипаж находится в корпусе САУ и полностью изолирован от боевого отделения с боекомплектом.

Дорогами Победы


2С35 «Коалиция-СВ» отличается автоматическим формированием модульного метательного заряда с возможностью его воспламенения с помощью микроволновой системы, а также пневматическим механизмом заряжания, позволяющим вести огонь при любых углах наведения по направлению и возвышению орудия, с максимальной скорострельностью и без возвращения орудия на линию заряжания. Фактическая дальность стрельбы здесь составляет 40 километров!

 


БМП и БТР «Курганец-25»


Модульная платформа облегчает производство и ремонт бронетехники на ее базе. Для выгрузки десанта используется аппарель с дополнительной дверью. Масса машины будет составлять примерно 25 тонн. Пассивную броню будет дополнять комплекс активной защиты на башне. Экипаж состоит из трех человек, плюс восемь человек десанта. Максимальная скорость составляет 80 км/ч по шоссе и 10 км/ч на воде (мощность двигателя 800 л.?с.).

Дорогами Победы


БМД и БМП платформы оснащены дистанционно-управляемым универсальным боевым модулем «Эпоха» с 30?мм автоматической пушкой 2А42 с селективным боепитанием (боезапас 500 снарядов), 7,62?мм пулеметом ПКТМ (боезапас 2?000 патронов), двумя сдвоенными пусковыми установками ПТРК «Корнет».

 


Самоходный противотанковый ракетный комплекс «Корнет-Д1»


При монтаже на бронеавтомобиле «Тигр-М» комплекс «Корнет-Д» оснащается двумя четырехзарядными выдвижными пусковыми установками. Комплекс рассчитан прежде всего для поражения вертолетов и БЛА; в арсенале — ракеты с увеличенной дальностью стрельбы: кумулятивные до 8000 м и термобарические до 10?000 м. Наведение ракет помехозащищенное автоматическое с телеориентированием в луче лазера.

Дорогами Победы


И это лишь малая часть огромного комплекса разнообразных вооружений, стоящих на защите территориальной целостности и политической независимости России. Похоже, что спустя 70 лет мы все еще в деле!


Павел Веселовский


*данные ТТХ по перспективному вооружению — оценочные

Рейтинг: