16.06.15 20:00

Полезные советы начинающим водителям, или Чему не учат в автошколах


Вы закончили автошколу? Получили права и откатали N часов практики? Считаете себя знатоком ПДД? Молодцом, конечно… но не спешите. Послушайте бывалых водителей, накрутивших за баранкой не одну сотню тысяч километров наших суровых дорог. Мы не будем учить соблюдать в городе «60» — это прерогатива автошкол; поговорим о критических ситуациях, житейской смекалке и секретах выживания на автотрассах.


Правильная посадка за рулем


Чтобы хорошо ехать, нужно правильно сидеть! Спину прижмите к спинке сиденья, расслабьте мышцы шеи; руки держат руль в позиции «без 15 три» (мысленно располагаем стрелки часов на 14.45); уберите с приборной панели и ветрового стекла все сувениры, «висюльки», кроличьи лапки — все это отвлекает от дороги.

Кто на новенького


Рулите как ас


Если у вас машина с АКПП, старайтесь держать руль двумя руками. Но если МКПП, учитесь порой крутить баранку одной рукой, в том числе — левой! При этом вы должны быть способны четко переключать передачи, действовать стояночным тормозом. Как справиться с рулем одной рукой? Держите руль на цифре 12 («часов»), крутите его до 4 или 8, а потом быстро перехватывайте баранку в нижней части, перевернув кисть руки — так вы не потеряете контакта с рулем. Конечно, это вынужденная мера, но лучше так, чем совсем отпустить управление.


Быстрое руление


В критических ситуациях порой необходимо стремительно «перекладывать» руль. Это выполняется хватом на боковом секторе баранки двумя руками поочередно и очень напоминает движения во время лазания по канату. Для смены рук используется метод перекрестного захвата. Опытные водители могут таким образом вращать руль со скоростью 270 оборотов в минуту!

 

Кто на новенького

 

Прокол шины


От этой неприятности не застрахован никто! Сам по себе прокол шины не несет угрозы, только если отверстие невелико («схватили» небольшой гвоздь, например). Тогда давление в шине будет падать медленно; скорее всего, вы заметите утечку воздуха после длительной стоянки автомобиля, когда колесо совсем спустит.
Другой разговор, если вы распороли бок шины на большой скорости или колесо лопнуло (езда на старых покрышках — хороший шанс столкнуться с этим). Тогда вы ощутите, что стремительно теряете контроль над автомобилем. Но не паникуйте, старайтесь делать следующее:
крепко, изо всех сил держите руль прямо! Лопнувшее колесо потянет машину вбок, на баранку пойдет резкое усилие, и ваша задача — сохранить курс автомобиля;
снижайте скорость плавно, не тормозите резко — иначе машину со спущенным колесом может занести;
машину тем не менее придется остановить: езда на спущенной шине безвозвратно повредит колесный диск!

Кто на новенького


Отказ тормозов


Вряд ли вы столкнетесь с этим на новом автомобиле; а вот на пожилых авто, особенно если тормозную жидкость не меняли годами, это вполне возможно. Ваши действия:
немедленно убираем ногу с педали газа;
несколько раз до упора нажимаем на педаль тормоза — «качаем» педаль, иногда это может вернуть тормозное усилие хотя бы на время;
последовательно переключаемся на пониженные передачи (вплоть до первой), пытаясь тормозить двигателем (если у вас МКПП);
плавно затягиваем стояночный тормоз (если скорость не слишком велика!);
в крайнем случае — глушим мотор и включаем первую передачу.
Пункт 5 вполне может привести к повреждению трансмиссии и сцепления, но это мелочи, если принимать во внимание спасенные человеческие жизни!
А теперь самое худшее: если все вышеперечисленное не помогло вам оттормозиться, придется останавливать авто аварийно! Если вы на трассе, прижмитесь к обочине и под косым углом постарайтесь уйти в кювет. Выбирайте как можно более пологий склон, чтобы не перевернуться; вам повезет, если в зимнее время сугробы смягчат последствия удара. Ну а если вы в городе — прежде всего, уходите от наезда на людей! Ведь никакое КАСКО не загладит вину за чужую травму или гибель. Если стоит выбор — ударить грузовик или легковушку — бейте последнюю в багажник (корму), желательно наискось: так у вас больше шансов выжить.


Аквапланирование


Когда вы на большой скорости залетаете в лужу, между покрышкой и поверхностью воды образуется особая пленка, не менее скользкая, чем чистый лед. Машину может занести и даже выкинуть с дороги. Поэтому: лужи объезжать, скорость соблюдать, шины менять по сезону!

Кто на новенького


Ночные поездки


Ночь — не самое удачное время для езды. Но если уж вам довелось оказаться на трассе в темень, помните о главном:
периодически отдыхайте, разминайтесь, дышите свежим воздухом;
выбирайте знакомые маршруты движения; словить крупную яму на незнакомой дороге в темноте — для России это пара пустяков;
очевидное: соблюдайте скорость! Без комментариев;
перед дальней дорогой не поленитесь, проверьте давление в шинах, уровень охлаждающей жидкости, работоспособность всех световых приборов, дворников и тормозов; не забудьте нормально выспаться!
кофе, энергетики, громкая музыка, сигареты дают лишь кратковременный эффект бодрости; если глаза уже слипаются — встаньте на обочине в безопасном месте, откиньте спинку сиденья и поспите хотя бы полчаса!


Езда в дождь


На сухой дороге всегда присутствуют пылевые частицы, грязь, капли масла и автомобильного топлива. Первые же капли дождя превращают все это в тонкую пленку, которая равномерно распределяется по всей поверхности асфальта. Очень часто по уровню скольжения она мало чем уступает льду. Итак, как только закапало, сразу же:
снижаем скорость до разумной при данной видимости;
большие лужи объезжаем — в них часто прячутся опасные ямы!
фары включаем — не столько, чтобы видеть самим, сколько чтобы видели вас;
периодически сушим тормоза — на сухом участке без луж несколько раз слегка притормаживаем, прижимая колодки к тормозным дискам;
заранее и вообще по жизни: держим дворники в работоспособном состоянии.


Обгон


Напомним, что правила гласят: нельзя совершать обгон автомобилей, если:
есть предупреждающие знаки;
есть сплошная прямая;
на пешеходном переходе;
на перекрестке;
на железнодорожных путях;
в туннелях;
на мостах;
на дорогах с ограниченной видимостью;
в конце подъема.
Будьте аккуратны при обгоне в ночное время — фары встречных машин могут вас ослепить и дезориентировать. Также всегда оставляйте запасной вариант: при неполной видимости выезжайте на «встречку» и некоторое время оценивайте обстановку без ускорения — и только потом начинайте обгон. Если завидите встречное авто — снова нырнете в свой «карман».

 

Вождение в тумане (сильном снегопаде)


Три магических слова: скорость, фары, дворники. Кроме того, важно придерживаться края проезжей части либо четко видимой разделительной полосы, чтобы не уйти с трассы. Однако помните: в тумане можно не увидеть стоящую на обочине фуру с выключенными или забрызганными грязью стопами!

Кто на новенького


Старт на скользкой дороге


Уверенный старт на скользком покрытии важен не для светофорных гонок — а для быстрого и безопасного ухода с перекрестка, для оперативного заезда на кольцо (чтобы не подставлять бочину поперечному потоку), для уверенного разгона перед скользким пригорком и т. п. Чтобы без проблем стартовать с места, нужно первым делом выставить колеса автомобиля прямо. Если вам предстоит поворот, отработайте рулем уже ПОСЛЕ трогания. Трогаться же нужно мягко, с минимальной пробуксовкой или вообще без нее. На некоторых авто с АКПП есть режим типа SNOW — он позволяет стартовать со второй передачи, что исключает пробуксовку. Но на МКПП так сделать не получится — можете и заглохнуть!


Если машина завязла в грязи


Если вы застряли и помощи ждать неоткуда, то попробуйте выскочить из западни «враскачку». На МКПП включаете первую передачу, даете газу — машина подается чуть вперед; тут же выжимаете сцепление и отпускаете газ; автомобиль чуть откатывается назад — и вы тут же должны вновь отпустить сцепление и дать газ. Раскачав машину до нужной амплитуды, при очередном рывке вперед резко даете газ и «выпрыгиваете» из западни.
На машине с АКПП процедуру следует проделывать с осторожностью: «автоматы» и вариаторы не любят подобных упражнений, могут перегреться и выйти из строя.
Преодоление крутых подъемов и спусков на скользком покрытии
Главное правило: держать руль прямо и не газовать на подъеме. Затяжные подъемы при грязи или гололеде преодолеваются обычно на второй-третьей передаче, в зависимости от крутизны уклона и массы автомобиля, и в процессе подъема передачи лучше не переключать.
На скользких спусках колеса ставятся строго по траектории движения, передача пониженная, педаль тормоза желательно не трогать. Для стоянки на крутом спуске, для предотвращения произвольного движения колеса упираться в бордюр, камень или возвышение, а сам автомобиль находится на ручном тормозе и на первой передаче. Преодолевая крутой спуск, категорически запрещается выключать сцепление и зажигание! Для машин с задним приводом педаль акселератора на спуске вообще не трогаем; на переднем приводе иногда нужно «подрабатывать» газом, чтобы удержать курс.

 

Кто на новенького


И напоследок несколько тонких замечаний, тем не менее способных оставить в сохранности ваш автомобиль, а то и вашу жизнь:
загородная трасса, вы стоите в левом ряду на своей половине дороги, собираетесь повернуть налево, пропускаете автомобили со «встречки». НЕ выкручивайте заранее руль влево! На скользкой дороге можете получить неожиданный удар сзади — и вот вы уже под встречной фурой! Руль до поворота держим прямо!
вы на скорости залетели правым колесом на снежную обочину или даже снежный бруствер. НЕ дергайте руль резко в обратную сторону! Держите его прямо, медленно снижайте скорость, и машина постепенно вернется на дорогу. Будете резко тащить машину влево — вас может бросить в обратную сторону, в кювет.
когда перестраиваетесь, то всегда немного ускоряйтесь — ведь сзади может подлететь на большой скорости автомобиль, который вы просто не заметили в зеркало!
не катайтесь на «нейтралке», вы теряете возможность оперативно ускориться, а торможение не всегда решает ситуацию;
когда быстро едете по левому ряду, а на «встречке» пробка, помните: между стоящими машинами может проскочить глупый пешеход — но вам его уровень IQ не поможет, и запросто сядете в тюрьму!
быстро едете по левому ряду, а впереди справа все стоят или медленно едут? Внимание — они могут пропускать невидимого вам пешехода на зебре! Снизьте скорость и присмотритесь;
впереди по курсу дети — или даже взрослые с детьми — на обочине. Сбрасывайте скорость, не раздумывая! Дети — это самые драгоценные существа на планете; но они еще любят бегать и совершенно непредсказуемы!


Будьте внимательны и счастливого вам пути!


Павел Веселовский

Рейтинг: