20.05.15 00:08

Вспоминаем советские модели, которые не попали на конвейер

 


После развала СССР для многих стало привычным ругать советскую конструкторскую школу. Дескать, только танки и умеют делать, а часы, стиральные машины и автомобили — упаси боже. Советский автопром воспринимается как набор квадратных, неудобных машин, похожих друг на друга как близнецы. И это правда — в массовом выражении. Однако виновата здесь система народного хозяйства, неповоротливая экономика и изоляция страны от технологий Запада; а вот конструкторы?то у нас были неплохие. Расскажем коротко о нескольких любопытных моделях авто, которые могли бы быть, но по разным причинам не сбылись.

 


МЗМА Москвич 400/420 Пикап (1947)


Этот практичный пикап мог бы стать хорошим помощником в колхозах и послужить егерям и заядлым дачникам. Машина создана на базе седана «Москвич» 400?го семейства. Судя по сохранившимся фотографиям, существовало как минимум три версии прототипа, в том числе внедорожный вариант и модификация с прицепом.
Сразу после войны в стране было сложно поставить на конвейер еще и модификации гражданских моделей. Пикап не пошел в серию, но послужил базой для создания аэродромного пускового агрегата (АПА 7), с помощью которого стартовали первые отечественные турбореактивные самолеты. Считается, что АПА ?7 было изготовлено не менее 1000 штук.

Несбывшийся автопром

 

МЗМА-403Э-424Э «Купе» (1951)


Таких машин было построено всего две штуки… Использовали шасси экспериментальной модели МЗМА-403Э-424Э; и в этом же году автогонщик А. Ипатенко, выступая на чемпионате СССР за рулем одной из этих машин, занял второе место. Понятно, что изначально автомобиль не предназначался в серию, но мог бы стать мелкосерийной основой для создания парка спортивных машин для советских гонщиков. Увы, не стал.
Под капот ставили либо опытный мотор модели 403, либо форсированный агрегат от проверенной 400?й («Москвич»). Последний имел масляный радиатор и впускные клапаны увеличенного диаметра. Его головка цилиндров и впускной коллектор были отлиты из алюминия, а фазы газораспределения изменены. Машины даже на такой «hand-made» основе умудрились установить несколько всесоюзных рекордов.

Несбывшийся автопром

 


Москвич А9, прототип 1957 года


Через десять лет после войны даже в СССР стали задумываться о компактных видах общественного транспорта. В Европе и США повсеместно начали появляться микроавтобусы и минивэны. В 1957 году конструкторы И. А. Гладилин и В. И. Евлампов создали опытный образец микроавтобуса «Москвич-А9», использующий базу легкового «Москвича» и отдельные узлы более мощной ГАЗ-21.
Мотор позаимствовали у модели «407», опытная коробка передач взята от спортивной версии «Москвича». Микроавтобус построен в единственном экземпляре; в те же годы в Прибалтике началось производство серийного РАФ-977 «Латвия», который позже дорос до всем нам известного «Рафика» 2203, служившего в «скорой», милиции, у пожарных и т. п. «Латвия», кстати, внешне почти копировала аналогичный «микрик» Т1 от Volkswagen.

Несбывшийся автопром


ЗАЗ-970Б, 970В и 970Г (1962 год)


А вот уникальная машинка. В начале 60?х на ЗАЗе активно работали над новой моделью с индексом 370, которая должна была иметь три варианта кузова — закрытый фургон, грузовик с открытым кузовом и пассажирский фургон. К 1962?му сделали первые опытные образцы 970?й модели. Обратите внимание на довольно удачный, скупой, но выразительный дизайн! Капот мог быть или очень коротким, или совсем отсутствовать — в зависимости от модификации.
Запорожцы ставили на утилитарную модель 27?сильный двигатель, который разгонял машину до 70—75 км/ч. При этом расход топлива во время испытаний у 970?й составлял 7,5 литра на 100 км. В дальнейшем с выпуском что?то не заладилось, экспериментальные образцы так и остались во дворах завода. Шестиместный
ЗАЗ-970 можно по праву считать первым советским минивэном.

Несбывшийся автопром

 


Москвич-408 «Турист» (1964)


Машина могла бы стать культовым родстером Страны Советов, фетишем для миллионов трудящихся, вызовом процветающей Америке. Но дороговизна производства и ограниченный потенциал сбыта погубили модель.
А ведь 408?й «Турист» был полноценным двухдверным купе-кабриолетом класса GT (Gran Turismo) со съемной жесткой крышей. В качестве платформы использовали перспективный «Москвич-408», мотор снабдили экспериментальной системой впрыска топлива с электронным управлением (о как!). Двери прототипа были лишены рамок стекла, формула пассажирской вместимости — 2+2. Мечта… туриста!

Несбывшийся автопром


ВАЗ-Э1101 «Чебурашка» (1971 год)


В конце 60?х пробок в СССР еще не было. Однако стратегическое мышление у инженеров и проектировщиков было развито хорошо. Они понимали — грядет эра сверхкомпактов, городских особо экономичных, маневренных, недорогих машин. В 1968?м небольшому коллективу конструкторов ВАЗа дали задание: необходимо разработать малолитражный автомобиль с передним приводом. Так родился Э1101 «Чебурашка» — далекий предок будущего ВАЗ-2108. Неказистый, простой, народный.
Первый экземпляр Э1101 с двигателем был собран на экспериментальном производстве ВАЗ в 1971 году. Итальянцы из ФИАТа не участвовали в разработке. Под капотом оказался новый 0,9?литровый мотор (50 л. с.), коробка — МКПП-4. В 1972?м начались испытания новинки. В 1973 году на свет появилась вторая серия — ВАЗ-2Э1101, которая была создана с учетом замечаний испытателей. Третий вариант ВАЗ-3Э1101 решено было передать ЗАЗ, и он послужил прообразом довольно удачной «Таврии».

Несбывшийся автопром


АЗЛК-2150 (1973) и Москвич 415С (1972)


Обилие плохих дорог и явная неприспособленность УАЗов, ГАЗов к гражданской эксплуатации требовало от автопрома нечто более комфортабельное, легкое и полноприводное. «Нива» еще не родилась, и вот на АЗЛК продолжали свои опыты.
В 1973 году был сформирован Госзаказ для легковой машины повышенной проходимости. На АЗЛК постарались максимально использовать стандартные узлы и агрегаты готовящегося к конвейерной жизни «Москвича» 2140. Всего было изготовлена два опытных экземпляра М-2150 с мягким (брезентовым) и жестким верхом.
Но, как и в случае с более удачным по дизайну 415С, конструкция требовала серьезной переработки и самостоятельных узлов, а мощности завода не позволяли развернуть серийное производство. Танки? Да, верно, все деньги шли на танки.

Несбывшийся автопром


ГАЗ-24-95 «Волга» 4 x 4 (1974)


Хотя выглядит полноприводная «Волга» привлекательно, проект был обречен на провал: слишком накладно было бы тяжелую, большую машину серийно оборудовать трансмиссией от УАЗ-469. При этом, между прочим, у 24-95 не было рамы!
В итоге один из пяти выпущенных экземпляров обслуживал Л. И. Брежнева в его охотничьем поместье Завидово. Остальные машины отправили на тестирование военным и милиции в Горьком и области.
А вот если бы ГАЗ сам разработал полноприводную трансмиссию, да модернизировал громоздкую «Волгу» — получилось бы интересно.

Несбывшийся автопром


ВАЗ-2702 «Пони» (1982?86)


Глядя на «Пони», вспоминается польский фургончик «Жук», весьма распространенный в СССР в 80?х годах (на фото — модель 1:43). Но проект ВАЗа был вполне жизнеспособен: развозной электромобиль ВАЗ 2702 малой грузоподъемности для коммерческих нужд города.
Кроме фургона, на этом же шасси был изготовлен бортовой грузовик с тентом. Первый прототип был построен в 1982 году, в 1985?м была изготовлена опытная партия из 10 автомобилей, а в конце 1986 года машина проходила приемочные испытания.
Просто эра электромобилей никак не придет в Россию — даже сейчас, 30 лет спустя. А для тех лет обслуживание «е-мобилей» было делом несбыточным.

Несбывшийся автопром


АЗЛК-2139 «Арбат» (1990)


К началу смутных 90?х АЗЛК едва не выпустил… отличный современный минивэн! В семиместной машине были пластиковые панели, крепившиеся к стальному каркасу. Автомобиль был построен на достаточно крепком шасси «Москвича» 2141. Работа над экспериментальной моделью началась еще в 1987 году, а в металле опытный минивэн был воплощен в 1991?м.
Трансформируемый салон располагал поворачивающимися передними сиденьями, у которых даже регулировалась длина подушки. Руль был, как сейчас говорят — «мультируль»; приборная панель — электронная. Минивэн всерьез планировали собирать в городе Сухиничи Калужской области, но в конце 1991 года проект был свернут: СССР рассыпался на куски.

Несбывшийся автопром


АЗЛК-2142 «Москвич» седан (1990—96)


Вообще, проект 2141 был в своей основе очень перспективным, многие закладываемые в него технические решения были потенциально более удачными, чем во «Вселенной» ВАЗ-2108, -09, -099. Ведь в России до сих пор нет своего автомобиля класса больше «Жигулей», но меньше «Волги» — даже грядущая «Веста» будет несколько компактнее.
Под вполне симпатичный седан 2142 на АЗЛК уже был разработан неплохой новый мотор Москвич-414. Машина была полностью готова к серийному выпуску и прошла все необходимые испытания! Но после конца СССР и смерти тогдашнего гендиректора АЗЛК В. П. Коломникова все остановилось. Фактически не существовавший автомобиль позднее послужил базой для выпускавшихся мелкосерийно моделей «Князь Владимир» и «Иван Калита».

Несбывшийся автопром


РАФ-М1 «Роксана» (1990) и М2 «Стилс» (1991)


До того как Латвия вышла из состава СССР, на рижской фабрике готовили микроавтобус, который по плану должен был «и в ХХI веке быть современным». На прототипе 1990 года (заводской индекс М1) стоял инжекторный, вполне современный двигатель ЗМЗ-406 (от «Волги»). А вот коробку взяли от моделей УАЗ, что вряд ли являлось удачным решением. Рулевая рейка и усилитель руля стояли от Ford Transit.
Через год РАФ выпустила еще один прототип современного микроавтобуса М2 «Стилс». Дальше — по известному сценарию: Союз распался, деньги кончились, проект — да и фабрика — закрыты.

Несбывшийся автопром

 


«Волга» ГАЗ-3105 (1992)


«Чайку» ГАЗ-14 собирались снять с производства, и на ГАЗе искали замену. Первые образцы представили публике в 1992 г. В 1994—1996 гг. выпустили очень небольшую пробную партию. Машины поступили в государственные и военные учреждения. Изначально 3105 оснащался независимой подвеской, полным приводом, мотором в 170 л. с., пятиступенчатой коробкой передач, дисковыми вентилируемыми тормозами и АБС. Хотя дизайн удачным не назовешь — странные окошки «нижнего яруса» могли смутить кого угодно.
На самом деле конструкция 3105 была довольно сырой, а сложные технические решения просто не соответствовали уровню оборудования и культуры производства тогдашнего ГАЗа. Проект был закрыт.

Несбывшийся автопром


«Волга» ГАЗ-3111 (1998)


Это модель, об отсутствии которой не стыдно и пожалеть. Харизматичная внешность (ностальгия по ГАЗ-21) и амбициозные инженерные задумки делали 3111 вероятным преемником безнадежно устаревшей линейки ГАЗ-24 и 31.
Машина дебютировала на Московском автосалоне 1998 года и была встречена общественностью с энтузиазмом. За единственный полный год выпуска модели, 2001?й, удалось собрать чуть более 300 машин, а общее количество «одиннадцатых», с учетом всех экспериментальных образцов, не превысило 500 штук.
Модель подвел технический уровень исполнения: снаряженная масса достигала 1690 кг, что на 300 кг больше ГАЗ-3110 с таким же силовым агрегатом и практически такими же габаритами. Под капотом стоял слишком слабый 140?сильный бензиновый мотор, а о надежности агрегатов можно только догадываться.
ГАЗ-3111 ознаменовала собой окончательную гибель самостоятельной легковой линейки горьковских автомашин («Сайбер» не в счет). Будем надеяться, что разработчики проекта «Кортеж» не повторят ошибок прошлого и подойдут к созданию представительского класса с большим прагматизмом и дальновидностью.
Были в Союзе и другие любопытные разработки… Например, ВАЗ-Э2121 «Крокодил» — предтеча «Нивы». В 1976 году немецкая компания Porsche представила свою версию люксовой модели ВАЗ-2103 (наш вариант оказался дешевле и технологичнее). В 1986 году
ВАЗ-2017 едва не приобрел «лицо», как у «Волги». Кроме того, очень много концептов создавалось в институте НАМИ.

Несбывшийся автопром

 


Кто сказал, что история не терпит сослагательного наклонения? На страницах журнала — запросто, можно и помечтать!

 


Павел Веселовский

Рейтинг: