01.03.15 00:00

Тридцать лет назад в СССР меры по безопасной перевозке детей в личном автомобиле были просты: до 12 лет не сади ребенка «вперед», и дело с концом. О ремнях безопасности на заднем сидении было известно лишь понаслышке. Статистика детской смертности на дорогах если и учитывалась ГАИ, то в газетах широко не публиковалась. Так было проще.

 

Но мир, а вместе с ним и Россия, все-таки двигается вперед по гуманистическому сценарию. Чтобы ни говорили пессимисты и сторонники краха цивилизации, о здоровье и безопасности людей – а тем более детей – с каждым годом заботятся все лучше. Поэтому сейчас автокресла и детские удерживающие устройства необходимы по закону.

 

Давайте разберемся в классификации автокресел и обсудим эффективность удерживающих устройств для детей. Ведь скорости на дорогах и число не слишком умных лихачей, насмотревшихся боевиков и соревнований по дрифту, только растут.

Пристегнись, малыш!

 

 

ВИДЫ ДЕТСКИХ АВТОКРЕСЕЛ

 

Основным критерием в классификации автокресел является вес ребёнка (который не всегда линейно соответствует возрасту). В соответствии с этим критерием различают 5 основных групп кресел, которые обозначаются цифрами:

 

«0» (вес до 10 кг, подходят для детей от рождения и до 9 месяцев) – фактически это  автолюльки, в которых ребёнок находится положении лежа. Такие кресла кладутся вдоль спинки заднего сидения и прихватываются ремнями. Показатель безопасности – крайне низкий, т.к. зафиксировать люльку ремнями трудно, а сам ее корпус слабо защищает ребенка от травм.

 

«0+» (до 13 кг, возраст – до 1 года и 3 месяцев) – это полулежачие переноски, где ребёнок пристегнут 3-точечным или 5-точечным ремнем. Бывают разной вместительности; устанавливаются только против движения автомобиля, т.к. у детей до года очень слабые шейные позвонки и при резком торможении (или лобовом ударе) малыш может получить травму шеи (вплоть до перелома!).

 

«1» (вес от 9 до 18 кг, возраст - от года до четырёх) – это кресло с 5-точечным ремнем. Такие кресла уже можно устанавливать по ходу движения авто.

 

«2» (для детей от 4 до 7 лет, вес от 15 до 25 кг) и «3» (ограничения по весу 22-36 кг, рассчитаны на возраст 6-12 лет, но имеют ограничение по росту – 150 см) – такие кресла обычно объединяют в одну группу 2/3. Здесь в наличии высокая спинка, которая трансформируется под рост ребёнка. Если ребёнок уже перерос максимальную высоту спинки кресла, то её просто отсоединяют и оставляют только сиденье-«бустер» (народный термин - «подпопник»). До того, как ребёнок достигнет роста 150 см, ему необходим бустер: он как-бы приподнимает ребенка и позволяет штатным ремням безопасности прижимать его тело в нужных местах (ремни во всех авто рассчитаны именно на рост от 150 см).

Пристегнись, малыш!

 

КОМБИНИРОВАННЫЕ ВИДЫ АВТОКРЕСЕЛ

 

Есть и такие. Универсальные кресла, которые относят к группе «0/0+», могут «работать» как автокресла, так и как переноски и автолюльки (кладутся горизонтально, ребенок пристёгивается ремнем через животик). В остальных положениях предусмотрен 3-точечный внутренний ремень. Как и кресла группы «0», имеют более низкие показатели безопасности в горизонтальном положении, вплоть до летального исхода в случае аварийного случая.

 

Или группа «0+/1» - у них конструкция кресел группы «1», но устанавливать можно и по ходу движения, и спиной к нему.

 

Комбинированная группа «1/2/3» обладает рядом недостатков: нет функции отклонения спинки для отдыха, что было бы полезным для детей годовалого возраста. В этих креслах есть возможность пристегивать ребёнка внутренними ремнями кресла, а так же, по достижении им необходимого возраста, и стандартными автомобильными ремнями безопасности.

 

Кроме того, есть кресла, которые вообще не оснащены внутренними ремнями. Помимо всего прочего, эта группа кресел имеет ещё и съемную спинку, которая легко превращает кресло в бустер, когда оно становится «мало».

 

Все эти «комбинации» направлены на удешевление кресел: родители могут купить кресло «на вырост», чтобы потом трансформировать спинку или снять ее для повзрослевшего ребенка… Но помните: всякий компромисс неизбежно ведет к снижению уровня безопасности конструкции. Лучше взять специализированное изделие, тем более что именно они показывают лучшие результаты на краш-тестах. Разумным компромиссом можно считать покупку последовательно трёх автокресел: для самых маленьких («0+»), потом кресло до 4-х лет («1»), а затем и кресло до 12 лет (группа «2» или «3»).

Пристегнись, малыш!

 

ДЕНЬГИ ИЛИ БЕЗОПАСНОСТЬ

 

Совет очевидный, но безошибочный: не покупайте самое дешевое. Наиболее доступные автокресла отличаются не только некачественным материалом каркаса и обивки, но и более низкими показателями в краш-тестах. Кроме того, в дорогих моделях (как правило, производства Германии или другой европейской страны) ребенок элементарно чувствует себя удобнее: здесь учтены тонкие вопросы эргономики и анатомии детского тела. В таком кресле ребенок может путешествовать подолгу, не нагружая спину и шею. В то время как дешёвые китайские автокресла просто копируют схему западных образцов без проработки деталей. Экономят на грамотных конструкторах и материалах – но ведь речь идет о здоровье вашего малыша!

 

Есть ещё один важный нюанс. Существует стандарт крепления автокресел, который официально принят в европейских странах. Этот стандарт называется Изофикс (Isofix) и призван облегчить и не допустить ошибок при креплении автокресла в машине. Несомненно, лучше покупать кресла, которые соответствуют этому стандарту и имеют специальные крепления (правда, ваш автомобиль также должен быть оборудован соответствующими разъемами изофикс).

 

И конечно, следите за соответствием веса/роста ребёнка и группы автомобильного кресла. Вот ситуации, когда автокресло желательно поменять на более подходящее:

 

 

положение головы ребёнка относительно спинки кресла. Если голова ребёнка выше уровня спинки более, чем на треть, то пора менять кресло и брать большее;
положение начала ремня, которым пристегивается ребёнок. В идеале он должен начинаться над плечом ребёнка; если ремень начинается ниже плеча, то при резком натяжении (рывок при ДТП) возможны травмы;

 

Исключение составляют автокресла группы «0+», в которых ремень должен начинаться именно ниже плеча ребенка при расположении кресла спиной к движению. Также не стоит беспокоиться, если ноги ребенка чуть длиннее, чем переноска (автолюлька) – это нормальное положение. А вот голова ребенка не должна высовываться из автолюльки.

Кроме того, правила дорожного движения запрещают пристегивать обычным ремнем детей до 12 лет, и для этого есть все основания: как показывают краш-тесты с манекенами, при фронтальном ударе нагрузки на голову и грудь превысили безопасный порог, а заметное подныривание туловища под поясную лямку грозит травмами брюшины.

Пристегнись, малыш!

 

 

ФЭСТ ИЛИ НЕ ФЭСТ

 

По поводу детских удерживающих устройств в Сети и среди правозащитников, чиновников ГИБДД ведется немало споров и дискуссий. Обеспечивает ли устройство типа ФЭСТ (или «Емеля» и пр.), просто стягивающее штатные ремни безопасности на животе ребенка, достаточный уровень защиты при ДТП? Многочисленные тесты, проведенные журналистами при содействии технических лабораторий, показывают, что нет. В сравнении с полноценным автокреслом, удерживающим ребенка 5-точечными ремнями и защищающими его голову изогнутым подголовником, разнообразные «бустеры» и «прихватки» - не более чем некоторое улучшение эффекта действия штатного ремня безопасности. Т.е. если маленький ребенок пристегнут просто ремнем – это плохо; если при этом имеется устройство типа ФЭСТ (здесь мы употребляем название конкретного устройства как обобщающий термин) – чуть лучше (и даже это утверждение спорно: есть исследования, которые показывают увеличение риска травм живота именно при использовании стягивающих устройств); но определенную гарантию при ДТП дадут только качественные автокресла. Ну а тех, кто продолжает перевозить своих (или чужих!) детей на заднем сиденье без ремней, надеясь на тонированные стекла и невнимательность ГИБДД – их нужно безжалостно лишать ВУ.

 

Из последних новостей на данную тематику отметим следующее: ГИБДД приступила к работе над поправками в ПДД, которые регламентируют правила перевозки детей в автомобиле. В этой инициативе ведомство поддержали Российский Красный Крест (РКК) и Государственный научный центр РФ НАМИ. Главная идея нововведений – обязать водителей перевозить детей только в специальных креслах.

 

«Необходимо внести в ПДД однозначное определение ДУУ  (детское удерживающее устройство) и исключить из правил формулировку "иные средства, позволяющие пристегнуть ребёнка с помощью ремней безопасности". Это необходимо, чтобы вывести из оборота весь ассортимент "корректоров", "фиксаторов" и "направляющих лямок"», – прокомментировала инициативу председатель РКК Раиса Лукутцова.

 

Мнение госпожи Лукутцовой подтвердил и заместитель руководителя Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ) Денис Загарин. Эта организация провела испытание ряда удерживающих устройств для детей. Тест показал, что 80% образцов не соответствуют требованиям технического регламента и нормам безопасности. Не прошли испытания и образцы «адаптеров ремня безопасности» («треугольников») и «направляющих лямок», которые уже запрещены в ряде стран. Такие устройства представляют реальную опасность для пристегнутых с их помощью детей, уверены инженеры.

 

Специалисты института также указывают, что существующая в российских ПДД возрастная норма для перевозки детей – 12 лет - является устаревшей. Сейчас нет автокресел, в которые может поместиться ребёнок, чей рост превышает 150 см. Этот параметр вместо возраста уже готовится ко внесению в свод правил ГИБДД.

Пристегнись, малыш!

 

 

Заключение

 

 

На момент написания статьи законодательство РФ позволяет автовладельцам пользоваться при перевозке детей не только автокреслами, но и «альтернативными» устройствами, совмещенными со штатными ремнями безопасности. Можно, не воспрещается. Сотрудники ГИБДД, скорее всего, отнесутся ко всякого рода «стяжкам» спокойно.

 

Но это ВАШ ребенок сидит на заднем сиденье, перетянутый ремнем не по росту; и в случае резкого удара машины (а ДТП – вещь крайне непредсказуемая!) его слабые детские мышцы и позвоночник будут противостоять адским перегрузкам и давлению ремней. Хотите рискнуть? Дело, конечно, ваше. Но сначала еще раз прочтите статью внимательно и задумайтесь.

 

 

Павел Веселовский

 

 

 

Рейтинг: