21.01.14 09:14

Шумахер

Писать о таких вещах сложнее всего. Писать о горе всегда трудно, и лучше бы о нем никогда не писать. Хотя есть надежда, что все еще наладится — скрестим пальцы.

C 29 декабря прошлого года легендарный пилот гонок «Формула 1» Михаэль Шумахер находится в состоянии искусственной комы. Эта новость потрясла всех, даже людей, совершенно далеких от мира автомобильных гонок. Еще бы, ведь эта фамилия давно превратилась в нечто большее, чем просто имя спортсмена. Шумахер — это имя нарицательное, это целая эпоха.

Шумахер

Кто бы мог предположить, что все произойдет так нелепо?

Вместе со своим сыном Михаэль катался на горных лыжах во французских Альпах, неподалеку от города Гренобль. Но по стечению нелепых обстоятельств отдых обернулся трагедией.

Собираясь переехать с территории одной подготовленной трассы на другую, Михаэль Шумахер решил срезать путь через дикий каменистый участок склона. Не ясно, сделал ли он это намеренно или просто не успел погасить скорость, вылетев за пределы «красной трассы».

Так или иначе, налетев на скрытый под снегом камень, гонщик запнулся и упал. До сих пор эксперты восстанавливают картину событий, но факт остается фактом — Михаэль потерял равновесие и совершил несколько переворотов, после чего упал, ударившись головой о крупный валун. Сила удара была настолько велика, что не выдержал и раскололся на две части защитный карбоновый шлем на голове Шумахера.

Некоторое время после падения Михаэль находился в сознании, но не мог говорить. Несмотря на то, что помощь подоспела довольно быстро (спустя не более пяти минут с момента падения), гонщик был доставлен в госпиталь уже в критическом состоянии. Последствия удара усугубил травматический шок.

Оценив характер травмы, медики приняли решение ввести пострадавшего в состояние искусственной комы. После двух сложнейших операций Михаэль все еще находится в коме, и его состояние оценивается как стабильно критическое. Это значит, что пока жизнь в его теле поддерживается исключительно за счет систем искусственного жизнеобеспечения. Состояния мозга не ясно и постоянно исследуется.

Шумахер

3 января под окнами городского госпиталя в Гренобле несколько человек в красных куртках развернули флаг конюшни Ferrari — полотно размером семь на десять метров. Таким образом фанаты гонщика и члены клуба Ferrari решили поздравить великого гонщика с днем рождения. В этом январе Михаэлю Шумахеру исполнилось сорок пять лет. «Шуми, мы с тобой, держись, Шуми!» — было написано на десятках и сотнях плакатов в этот день.

Шумахер

Сорок пять лет тому назад в маленьком немецком городке с совершенно непроизносимым названием Хюрт-Хермюльхайм появился на свет будущий самый титулованный гонщик планеты. Могли ли догадываться Рольф и Элизабет, какое будущее ждет их сына.

Рольф Шумахер был простым строителем — по немецким меркам, не самым обеспеченным, но в целом довольно благополучным человеком. Главным приоритетом в его жизни была не карьера, а семья.

Отец Михаэля очень любил автомобили и пытался привить эту любовь свои детям. Поэтому центром Вселенной Михаэля с детства был картинг. Пусть первый карт юного гонщика был педальным, а следующий собственноручно собран Рольфом Шумахером из газонокосилки, но маленький Шуми был в восторге от обеих машин.

Шумахер

Михаэль учился ездить, ориентируясь на собственное чутье, не академично, просто ради удовольствия. Начиная с шести лет маленький Шуми получил неограниченный доступ на картодром, который построил его отец после переезда в город Керпен. Такой практики свободной езды в первое время Михаэлю вполне хватало для побед на городских и даже некоторых национальных соревнований по картингу.

Несмотря на очевидный талант и многочисленные победы юного гонщика на любительских соревнованиях, многие не воспринимали его как потенциального претендента на роль пилота «Формулы 1». Как вспоминал будущий трехкратный чемпион гонки «24 часа Ле-Мана» Алан Манкиш, которому довелось в детстве соперничать с Михаэлем: «Немец был очень быстр, но мы понимали, что он управляет картом, основываясь лишь на своем природном таланте».

По этой же причине его долгое время не воспринимал всерьез судья первых соревнований Михаэля, Эльмар Хоффманн. Он говорил: «Шуми, конечно, хорош, но не настолько, что бы когданибудь стать пилотом «Формулы 1».

Рольф Шумахер начал понимать, что стиль Михаэля требует большей дисцип­лины. И начались целенаправленные занятия с ориентацией на дисциплину, понимание геометрии и результат.

Природный талант и агрессия, помноженные на упорные тренировки за годы юности, сформировали из Михаэля Шумахера того, кем мы его знаем сейчас — немецкого гения автоспорта.

С каждым годом Михаэль как пилот становился все успешнее и жестче. В 1983 году Михаэль получает гоночную лицензию, а с ней и доступ к официальным соревнованиям. Спустя всего один год, в 1984м, Шуми становится чемпионом Германии по картингу среди юниоров.

Последующие два года сложились не так удачно — были призовые места, но не золото. Переломным годом в карьере будущего пилота стал 1987 год, когда Михаэль подряд выиграл чемпионаты Германии, Европы и Мировой чемпионат по картингу. Его заметили спонсоры, и у него появился собственный агент.

Несмотря на громкие победы в картинге и последующие победы в таких гоночных классах, как немецкая Formula Konig, F1600 или призовые места в Formula Ford, сам Михаэль воспринимает гонки исключительно в качестве своего любимого хобби. А ведь вполне могло случиться так, что Михаэль Шумахер сейчас мог работать рядовым автомехаником на заводе Mercedes — он стремился к этому, получив соответствующее образование по окончании школы.

Возможно, все бы так и сложилось, если бы молодой гонщик не принял приглашение к участию во взрослой гоночной серии Formula 3. Такие гонки не оставляли молодому пилоту времени ни на что другое — выбор был сделан.

1989 год стал для Шумахера первым годом в карьере профессионального гонщика. Но несмотря на стабильную езду, Михаэль принес своей команде лишь третье место по итогам сезона.

В следующем году, Шумахер побеждает в Германском чемпионате Formula 3, после чего получает от команды Mercedes-Benz приглашение выступать в команде пилотов спортпрототипов. Это были очень сложные гонки на тяжелых турбонаддувных болидах С11. В отличие от Formula 3, такие машины учили пилота думать о расходе покрышек и стратегии гонки.

Шумахер

Можно сказать, что школа спортпрототипов закончила огранку будущего алмаза. Теперь к врожденном талану и вымуштрованной технике Михаэля добавились стратегическое мышление и холодный расчет.

Шумахер был готов и жаждал выступ­ления в королевских гонках, но, увы, его туда никто не звал. Но в дело вмешался случай. Вспыльчивый пилот команды Jordan Бертран Гашо угодил в тюрьму после драки с таксистом. Так что ему срочно требовалась замена. Шумахер был слабой альтернативой опытному гонщику. Но изворотливый агент Михаэля Вилли Вебер обманул руководителя команды, Эдди Джордана, соврав ему, что Шумахер отлично знает трассу, на которой планировалась ближайшая предстоящая гонка.

Шумахер

Да, Шумахер действительно жил неподалеку от известной гоночной трассы Спа, но ни разу в своей жизни по ней не ездил.

Несмотря на это, Шуми занимает седьмое (из 24) место в квалификации, в ходе гонки выходит на пятое место, но… сходит с трассы уже на первом круге по вине поломки болида. Подвело сцепление. После гонки обман всплывает наружу, но это играет лишь на руку молодому Шумахеру.

Несмотря на поражение, яркий дебют немца был замечен владельцами команды «Бенеттон». Последующие годы Михаэль будет выступать на их машине и вместе с этой командой завоюет свои два первых чемпионских титула.

«Солнечный мальчик» — так звали молодого улыбчивого немца, выступавшего в ярко-желтом костюме.

Как помнят многие из нас, первые успехи Шумахера породили и первый серьезный конфликт интересов. Гений немца столкнулся на трассе с даром легендарного бразильца Айртона Сенны. Это было принципиальное противостояние двух одаренных и абсолютно одержимых пилотов.

Шумахер

На трассе в Хоккенхайме их соперничество вылилось в жесткое столкновение болидов. А на Гран-при Франции Шумахер вылетел с трассы, захватив с собой бразильца и лишив его тем самым возможности дальнейшей борьбы. Это было время импульсивных поступков и громких скандалов. Жесткий характерный немец столкнулся с крайне вспыльчивым и совершенно бесстрашным бразильцем.

1992 год не принес Шумахеру долгожданной победы. Первым был Айртон Сенна. И так продолжалось до роковой гонки Гран-при Сан-Марино 1 мая 1994 года. В ходе гонки болид Айртона Сенны вылетел за пределы трассы и со скоростью выше трехсот километров в час ударился о металлическое ограждение. Шумахер знал о случившемся, но продолжил гонку и победил в ней. Но на пьедестале победы в тот день не было ни радости, ни шампанского.

Спустя несколько часов медики констатировали смерть мозга бразильского пилота и отключили его от аппарата искусственного дыхания.

В следующем году Шумахер одерживает еще одну победу в чемпионате и становится двукратным чемпионам мира гонок «Формула 1».

Шумахер

Позже, вплоть до двухтысячного года, ему не удается завоевать этот титул вновь. Но в 2000 году Михаэль возвращается на первую ступень чемпионата мира. За рулем болида Ferrari Шуми побеждает в чемпионате пять раз подряд и устанавливает феноменальное число рекордов в истории гонок Formula 1.

В 2006 году Михаэль Шумахер решает завершить карьеру. Но в 2009 году возвращается вновь. Последняя гонка, в которой принял участие Михаэль Шумахер, состоялась в 2012 году, после чего легендарный пилот ушел на заслуженный отдых.

На его счету уже были и навсегда останутся звания семикратного чемпиона гонок Formula 1, звание двукратного вице-чемпиона, трижды Михаэль становился бронзовым призером чемпионата Formula 1. Михаэль Шумахер — рекордсмен по числу побед на этапах чемпионата (91 этап) и подиумов — 151. Также за ним остается непобитый рекорд — 13 побед на этапах в одном сезоне, 77 самых быстрых кругов трассы и пять чемпионских титулов подряд.

Михаэль Шумахер был и остается одним из величайших гонщиков современности. Затмить его талант было под силу разве что Айртону Сенне. Скрестим пальцы за то, что бы Михаэля не постигла судьба этого легендарного бразильца.

Шумахер

Доктора не дают прогнозов относительно здоровья Михаэля Шумахера. На момент 20 января 2014 года его состояние все также остается критическим. Возможно, Михаэль уже никогда не сможет выйти из комы. Но кто знает, как могут повлиять на события материального мира добрые мысли и пожелания выздоровления от сотен и тысяч хороших людей.

Шуми, поправляйся, мы с тобой!

Текст: Георгий Григорьев