01.05.12 08:00

Всемогущий — это не то слово, которым бы я мог определить хотя бы одного из бесконечного списка самоходных кусков железа. Просто так принято — мы любим пафос и броские заголовки. По какой‑то причине люди падки на такие приемы. Когда‑то эту тенденцию заметил молодой Абраша Маслов — нищий сын русских евреев, сбежавших от кровопролитной гражданской войны в Нью-Йорк. Его детство и юность прошли в обстановке острой нищеты, которая особенно ярко ощущалась на фоне декораций растущего центра капиталистического мира — блестящего и притягательного Манхэттена.

Всемогущий: тест-драйв Mercedes GL

Казалось бы, до мира мечты и роскоши так близко — всего пять минут пешком от портового квартала до роскошных фасадов 7‑й Авеню, где на пересечении с 57‑й возвышается махина концертного зала Карнеги-Холла. Позолота и хрусталь, мрамор и гранит, роскошные экипажи нескончаемой вереницей сменяют друг друга у входа в эту обитель прекрасного. Абрам пообещал себе, что обязательно попадет в число посетителей этого концертного зала. И действительно, немного повзрослев, молодой Абрам смог себе позволить дважды в неделю ходить на представления в Карнеги-Холл, зарабатывая на билеты торговлей чищеным арахисом.

Спустя годы, из книг всемирно известного психолога Абрахама Маслоу люди узнали о теории мотивации, пирамиде потребностей и о том, каким образом стремления человека могут изменить всю его жизнь.

Всемогущий: тест-драйв Mercedes GL

А причем тут Mercedes GL 500? Для многих людей подобные машины являются таким же символом и стимулом, каким для маленького Абрама был концертный зал Карнеги Холл. Флагманский внедорожник Mercedes, это больше чем просто автомобиль — позиционирование марки предполагает воздействие на многие «болевые точки» из пирамиды потребностей.

Посмотрите на его внешний вид — при тех же габаритах, что и Audi Q7, этот черный лакированный «чемодан» за счет обилия прямых линий и практически прямой крыши выглядит гораздо крупнее. Пять с лишним метров в длину, массивная клинообразная морда-таран, оружейного вида хромированные пороги и бескомпромиссно квадратный зад. В сочетании с гигантскими 21‑дюймовыми колесами от AMG и пакетом расширения арок этот автомобиль выглядит так, словно при работе над эскизом Горден Вагнер (шеф-дизайнер Mercedes) поставил перед собой задачу совместить в облике флагманского внедорожника изящную монументальность классической архитектуры рейхстага и устрашающую мощь легендарного танка Т-6 «Тигр».

Всемогущий: тест-драйв Mercedes GL

Я думаю, что такая массивная квадратная геометрия автомобиля была выбрана неспроста. Подобная внешность машины удовлетворяет одну из элементарных потребностей человека — стремление к безопасности. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять — многие люди любят GL и ему подобные «чемоданы» именно за это. Сидя внутри гигантской бронебойной капсулы, ты чувствуешь себя более чем защищенным, и более того — трехтонный хромированный «протез» дает ощущение того, что теперь ты сам опасен.

Интерьер автомобиля продолжает общее направление дизайна GL — он спокоен, уравновешен и потрясающе комфортен. Подобные восторженные эпитеты не пусто­словны — я редко хвалю машины, вне зависимости от их стоимости и марки. Вся логика интерьера Mercedes GL, начиная от комфорта при посадке в салон (высота подножки, расположение дверного проема, высота ребер боковой поддержки кресла), заканчивая диапазоном регулировок положения кресла, рулевого колеса и обзором, проработаны так, что ты попросту не можешь найти, к чему придраться. Уверен, что технические дизайнеры, занимавшиеся эргономикой салона потратили на просчеты размеров не одну неделю.

Что касается отделки салона, я бы назвал ее, безусловно, качественной, но немного спорной. Да, к материалам обшивки торпедо, кресел и рулевого колеса никаких претензий быть не может — мягкая дорогая кожа, натуральное дерево и прочие изыски, но на контрасте с этой роскошью показалось немного странным то, что некоторые ключевые элементы отделки (например, такие как чашки приборной панели) выполнены из недорогого серого пластика.

Всемогущий: тест-драйв Mercedes GL

Плюс к тому, глядя на электронику премиальных автомобилей, мне всегда было немного грустно осознавать, что, спустя пять-десять лет эта потрясающая сенсорная панель мультимедийного центра (дисплеи мониторов на задних креслах и пр.) потеряет свою актуальность. Все эти «навороты» будут выглядеть так же архаично, как сейчас выглядит Nokia 3310, либо какой‑нибудь пожелтевший от времени серый ламповый монитор с внешним защитным экраном. Попробую объяснить свои эмоции — когда смотришь на автомобиль, который стоит дороже просторной четырехкомнатной квартиры в новостройке, ожидаешь получить произведение искусства, что‑то, что станет классикой, не потеряв свою актуальность со временем, — машину, которой не владеешь, а обладаешь. Но эта чертова технологичная начинка, как назло, выпяченная на самое видное место, будет стареть быстрее автомобиля, чем он состарится сам.

Хотя, возможно я смотрю на Mercedes GL глазами человека, никоим образом не подходящего под образ типичного клиента Mercedes. Теоретически автомобильный журналист должен уметь встать на позицию потенциального клиента, но в данном случае сделать это у меня никак не получается — пока я не могу представить себя в роли покупателя, способного без оглядки потратить на два, три или четыре миллиона рублей больше лишь за престиж. Например, практически весь функционал GL дублирует новый Land Cruiser 200, но это Toyota, марка, чье название никогда не станет нарицательным обозначением роскоши и престижа. Опять же, это поверхностное суждение, и любой опытный менеджер дилерского центра навскидку назовет пол сотни позиций, по которым «немец» безоговорочно превосходит «японца».

Всемогущий: тест-драйв Mercedes GL

Хотя уверен, Маслоу бы не одобрил подобные оценки и рассуждения. Скорее всего, он бы сказал: «Ты сам создаешь блоки в своей голове, расслабься, все достижимо, ты сможешь купить такую машину!». Но не в стоимости дело — просто я смотрю на этот автомобиль как на единственную и основную машину, пытаясь уместить в ее образ все качества, которыми бы я хотел наделить любимый автомобиль. Но в действительности Mercedes GL — это прикладная «расходная» машина для человека, которому плевать на стоимость. Просто ему нужен рабочий внедорожник, на котором будет удобно ездить ему самому, его жене, либо их обоих будет возить нанятый водитель. В случае, если такому человеку захочется драйверских удовольствий или эстетического наслаждения, он выкатит из гаража какой‑нибудь другой автомобиль, специально купленный на такой случай.

Следовательно, изначально ориен­ти­руясь на обеспеченных и более чем обеспеченных людей, дизайнеры из Mercedes не планировали создавать утонченный интерьер, сделав ставку исключительно на комфорт. Так что, судя по пирамиде потребностей, у своих потенциальных клиентов Mercedes GL должен задевать только вторую (безопасность) и четвертую (уважение и признание) ступени, не претендуя на полноценное удовлетворение шестой ступени (эстетические потребности), оставляя эту функцию таким моделям, как SL, SLK или AMG SLS.

Всемогущий: тест-драйв Mercedes GL

Посмотрев на внутреннее пространство GL с такой стороны, начинаю замечать другие, действительно важные вещи. Так, практически все плоскости и панели салона носят еле различимые надписи «AirBag» — 6 подушек безопасности, включая боковые шторки для задних пассажиров. Заботливый электронный преднатяжитель ремня безопасности автоматически замеряет габариты водителя (странное чувство, кода машина сама тебя приобнимает, а затем мягко ослабляет ремень, уже запомнив, каких ты размеров).

Или эти лаконичные шильдики на сетках динамиков — Harman-Kardon, одна из лучших на планете марок акустического оборудования Hi-End класса. Вы бы знали, как они звучат, особенно учитывая тотальную «гробовую» шумоизоляцию салона. Включив трек на полноценном аудионосителе (с сохранением звучания всех диапазонов звуковых частот), вам покажется, что вы находитесь не в салоне автомобиля, а в кожаном кресле в VIP-ложе концертного зала.

Функциональные характеристики салона, несмотря на внушительные габаритные размеры, рассчитаны на комфортное перемещение лишь 4 человек — двое сзади, передний пассажир и водитель. В данном случае, третий ряд кресел, на контрасте с комфортом озвученных мест, воспринимается не более чем пространство для транспортировки случайных подсобных рабочих, экстренно нанятых для непредвиденного ремонта брусчатки, идущей к вашему коттеджу.

Всемогущий: тест-драйв Mercedes GL

Хотя я вполне могу допустить, что GL понравится избалованным любителям автопутешествий. Учитывая то, что передние сиденья позволяют переносить с комфортом даже длительные переезды, возможность сложить два ряда задних кресел в идеально ровный пол позволит надуть внутри салона полноценный двуспальный матрац, тем самым превратив Mercedes GL в маленький дом на колесах. Вот вам, кстати, и удовлетворение потребностей шестой ступени пирамиды — кидаете в багажник пару сумок с вещами, и вперед — любоваться гармонией дикой природы Саян.

Честно сказать, тестовая машина не покидала пределов асфальтовых дорог Красноярска, по этой причине мы не можем утверждать, что, отправившись на GL в горы, вы сможете забраться туда, где открывается действительно красивый вид. Но судя по отзывам многих авторитетных изданий, внедорожные характеристики этой машины значительно превосходят показатели ближайших конкурентов (той же Audi Q7). Дело в том, что в отличие от многих «формальных» внедорожников, GL оснащен полноценной понижающей передачей, плюс к тому в экстремальных режимах электроника может полностью заблокировать как задний, так и межосевой дифференциал (либо все вместе).

Всемогущий: тест-драйв Mercedes GL

То, что получилось опробовать мне, — это динамика разгона, режимы мануального переключения АКПП, крены подвески и езда по умеренным городским колдобинам. Под капотом нашего GL 500 4MATIC «Особая серия» был установлен бензиновый атмосферный мотор V8, объемом 5,4 литра. Без какого-либо наддува этот монстр выдает 388 честных «лошадей» и солидный крутящий момент 530 Н.м. в диапазоне от 2800 до 4800 об./мин. Этой мощности хватает на то, чтобы «запулить» трехтонную махину до «сотни» всего за 6,5 секунды. Это быстрее, чем стартует подавляющее большинство гражданских седанов, и на том же уровне, как «едет» большинство мощных автомобилей премиум-сегмента.

Нажав кнопку, переводим подвеску в спортивный режим (тем самым избавляя себя от излишних кренов и раскачки) и вжимаем педаль акселератора в пол. П‑п‑уффф!… И ты уже там, куда смотрел всего секунду назад. Я понимаю, почему те, кто может себе это позволить, покупают именно такие автомобили — это потрясающе приятное чувство. Любая машина — это своеобразный «протез», продолжение твоего тела. Согласитесь, гораздо приятнее иметь большое и мощное тело, чем маленькое, но мощное, и тем более, чем маленькое и слабое тельце. Двигаясь в потоке за рулем GL 500, чувствуешь себя быком среди стада овец.

Всемогущий: тест-драйв Mercedes GL

Мелкие автомобили в буквальном смысле бросаются от тебя врассыпную. Это не художественный образ, а результат наблюдений — к стыду своему, несколько раз я целенаправленно «хамил», наблюдая за реакцией окружающих водителей. Например, для того, чтобы медленная машина уступила тебе полосу, мигать дальним светом вовсе не обязательно — достаточно просто догнать ее сзади. Ощущая за своим затылком три тонны яростного металла, мало у кого хватает смелости не уступить — возникает жгучее желание удовлетворить внезапно возникшую потребность в безопасности.

Главное впечатление, которое оставляет о себе этот автомобиль, это удивление от того, насколько его повадки не соответствуют внешнему виду. Садясь за руль GL, я предположить не мог, что такой большой внедорожник способен показать динамику, достойную резвого полуспортивного седана. Во время движения ты совершенно не ощущаешь его вес, как будто под тобой не 2700, а 1200 килограммов. Более того, масса автомобиля не ощущается даже при вхождении в крутые повороты — несмотря на высокий центр тяжести, крены минимальны.

Всемогущий: тест-драйв Mercedes GL

Ну, и напоследок озвучим стоимость этого автомобиля — наш тестовый Mercedes GL 500 4MATIC «Особая серия» стоит 5 060 000 рублей. Разделив эту сумму на сухую массу автомобиля (2445 кг), получаем 2069 рублей за килограмм — это чуть дороже красной лососевой икры. Мы не беремся судить, сколько из этой суммы стоят технологии, материалы или работа специалистов. Как бы то ни было, не стоит забывать, что в сумму, которую человек заплатит за такой автомобиль, входит нематериальная, но очень ощутимая составляющая — ценность престижа и сила бренда. В нашей стране порой эти характеристики оказываются для владельца гораздо важнее, чем лошадиные силы или дорожный просвет. Ведь все отлично понимают, что если ты смог позволить себе такой автомобиль, то ты находишься на вершине пирамиды. Ты прошел четвертую ступень достижения успеха — ты заслужил свой авторитет. После ты миновал пятую и шестую ступени — ты знаешь то, чего не знают другие, и умеешь делать то, чего не может большинство, — теперь ты можешь себе позволить окружить себя красивыми вещами. И самое главное — глядя на владельца такого автомобиля, люди понимают, что ты можешь добиваться таких целей, о которых другие боятся даже мечтать. Всемогущий? Этим словом нельзя обозначить ни один из автомобилей, это всего лишь самоходные куски металла. Но они характеризуют тех, кто ими владеет. Мечтайте, стремитесь — мир видел достаточно примеров того, как всемогущий разум и правильная мотивация позволяли людям достигать вершин вне зависимости от точки старта.

Текст и фото: Георгий Григорьев