24.12.12 12:12

Бодрящий: тест-драйв Opel Mokka

Про арабских коз, многодетного Баха и мастерство парковки в ходе теста нового компактного кроссовера Opel Mokka.

Чайная ложка, выбивая размеренный ритм о борта стакана, раскручивала темный бурлящий водоворот. Маленькая ароматная буря в стакане. Скоро растворится последний кубик сахара - я нащупаю это ложкой, после чего о горячей кружке на несколько минут стоит забыть. Кофе нельзя пить сильно горячим, это портит все удовольствие.  У арабов, придумавших пить кофе, был сложный регламент и множество нюансов приготовления этого напитка, но у меня все проще - две ложки растворимого кофе и три кубика сахара на большую кружку кипятка. 

Когда-то для того, чтобы почувствовать этот привычный нам запах, людям приходилось тратить баснословные суммы и даже идти против закона. Более двухсот лет существовал всего лишь один сорт кофейных зерен — «мокка», монополию на который упрямо держали аравийские купцы. Отчасти, как авторы рецепта, они были правы — именно аравийцы первыми поняли, что кофейные зерна бодрят, и из них можно готовить напиток. Легенда гласит, что впервые на кофе обратили внимание пастухи, заметившие, что козы, съевшие плоды с кофейных кустов скачут заметно бодрее остального стада.

Бодрящий: тест-драйв Opel Mokka

Как же мне хотелось подержать в руках такую теплую кружку во время последней уличной съемки — я почти обморозил пальцы, перетаскивая голыми руками с места на место раскаленный от тридцатиградусного мороза штатив. Как часто автомобилисты забывают брать с собой такие элементарные вещи как перчатки или шапку. К счастью, у меня была альтернатива горячей кружке — подогреваемый руль нового Opel Mokka. После каждой смены ракурса я садился обратно в машину и, тяжело дыша замерзшим носом, сжимал побелевшие пальцы на теплой кофейно-коричневой коже рулевого колеса.

В то утро было особенно холодно, увидев перед автосалоном заиндевевшую глыбу, я не сразу понял, что именно передо мной стоит.

Удивительно, что простояв двое суток на сорокаградусном морозе без каких-либо прогревов, эта машина завелась с пол оборота. Правда, салон автомобиля настолько промерз, что первые двадцать минут с момента запуска двигателя даже не стоило думать о том, чтобы стартовать — все окна были плотно затянуты миллиметровым  слоем инея. Видимо, после мойки машину не успели просушить, и еще влажной выгнали на мороз.

Сидя на теплом подогреваемом кожаном кресле, я медитативно наблюдал за тем, как постепенно горячий воздух отвоевывает у мороза драгоценные сантиметры обзора. На матовой поверхности заиндевевших боковых зеркал заднего вида проступили робкие "червяки", рисующие карту расположения спиралей системы подогрева, и уже через пару минут зеркала сияли девственной чистотой.

Бодрящий: тест-драйв Opel Mokka

Подогрев сидений, особенно в нашем климате — незаменимая штука.  Даже если в салоне машины гуляет ледяной ветер, теплые тылы помогут без потерь дождаться разогрева антифриза в системе отопления.

Но вот теплые струи воздуха очистили стекла, можно ехать. Снимая автомобиль с "ручника", я обратил внимание на то, что он довольно необычен — в профиль его форма напоминает косу-литовку. Выступая из пола на вертикальной "ноге", рычаг ручного тормоза плавно изгибается, переходя в горизонтальную плоскость. И еще один нюанс  — доступ к этому рычагу практически невозможен до тех пор, пока вы не поднимете узкий подлокотник сиденья. Кстати, не подняв его, у вас не получится пристегнуть ремень безопасности.

Вообще у Opel всю дорогу встречаются какие-то мелкие любопытные "ляпы" в системе интуитивного постижения функций манипуляторов и прикладной эргономики салона. Вспомнить ту же кнопку "ок", при помощи которой вы должны утверждать какой-либо из пунктов меню, всплывающие при работе с мультимедийной системой.  Никто с первого раза самостоятельно не может догадаться, где именно она расположена, и как следует поступить. Хотя, это скорее особенность, чем минус - узнав однажды, где именно находится эта клавиша, понимаешь как удобна логика приборной панели, на которой ни одна кнопка не несет двойной функции. В этом и заключается вся "соль" новой концепции "звездной россыпи" клавиш на приборной панели новых Opel. 

Бодрящий: тест-драйв Opel Mokka

Что касается кнопки "ОК",  трижды, во время последних тестов автомобилей новой линейки Opel, мы предлагали найти ее самым разным людям - наш тест провалили все, с первого раза ни кто не нашел.
А в этот раз я не смог разобраться, как и где выключается подогрев руля. Он был заранее заботливо включен менеджером, заводившим тестовый автомобиль. Как это делается, я не увидел, озабоченный оформлением доверенности на управление транспортным средством. Всю дорогу, останавливаясь на светофорах, я пытался нащупать вспотевшими пальцами заветную кнопку — безрезультатно.

Но все это мелочи на контрасте с тем, насколько хорошо в целом делают интерьеры своих машин ребята из Opel. И Mokka еще одно тому подтверждение. Высокие плотные кресла регулируются в восьми направлениях — это практически полный из возможных набор регулировок за вычетом изменения угла спинки в зоне грудного отдела позвоночника. Кресла действительно удобны и адекватно высоки относительно общей посадки автомобиля, и в отличие от большинства кроссоверов "Мокка" не страдает болезнью ограниченного обзора на коротких дистанциях: видно все и везде.

Правда, во всех кроссоверах без исключения страдает видимость сквозь заднее стекло. Во-первых, оно маленькое (меньше, чем в большинстве седанов), во-вторых, аэродинамические завихрения вокруг кузова едущего кроссовера (впрочем, как и любого хэтчбека) очень быстро закидывают заднее стекло пылью, снегом и прочим мусором. Это неизбежно, такова плата за «плоский зад».

Понимая эту особенность, разработчики оснастили автомобиль камерой заднего вида, т.к. парковаться задом, глядя в среднее зеркало заднего вида действительно тяжело. Никогда не любил парковаться, ориентируясь на цифровое изображение. Но в данном случае это единственно верное решение, особенно учитывая то, что камера оснащена динамическими помощниками, определяющими направление разворота (поверх изображения проецируется актуальная траектория вашего потенциального движения). Что важно — дисплей мультимедийной системы Mokka всегда остается ярким и легко читаем даже под прямыми солнечными лучами.

Достаточно удобными оказались клавиши мультируля - во время движения практически не возникает необходимости пользоваться кнопками на центральной панели. Единственный минус эргономики мультимедийной системы - совершенно неудобно втыкать флеш-карту. Кто придумал прятать USB разъем в тесной нише за рычагом АКПП?  

Учитывая, что я делал это в стоящей машине, на парковке и не пристегнувшись ремнем, карта встала в порт лишь с четвертой попытки.  Надо умудриться попасть в маленький разъем обвив запястье вокруг рычага, при этом согнув пальцы собранные в неловкую щепоть с дрожащей флешкой в окончании конструкции.

Бодрящий: тест-драйв Opel Mokka

На удивление Mokka хорошо "звучит". Несмотря на низкий битрейт большинства цифровых записей на моем носителе, я практически не почувствовал провала в частотах. Немного не хватает  тактильной глубины басов и звенящей чистоты высоких диапазонов. По-хорошему автомобильный звук стоит проверять на качественных записях в wav-формате. Я же слушал ворованный из социальной сети трижды пережатый треклист, в который каким-то образом затесалась единственная качественная запись — прелюдия первой сюиты Баха, партия для виолончели.

Кстати, оказывается Бах был кофеманом. Он даже написал произведение в защиту арабского кофе Mokka, который хотел запретить пить своим подданным король Пруссии, Фридрих Великий. Под влиянием Папы Римского многие европейские монархи пытались найти способы запрета популярного напитка, пропагандирующего кофейную культуру враждебных мусульман. В итоге Фридрих придумал легенду о том, что кофе вызывает бесплодие. Тогда плодовитый отец двадцати детей - Иоганн Себастиан Бах решил творчески опровергнуть вздорный миф и уселся за ноты. Так была написана «кофейная кантата». Ее сюжет вертится вокруг молодой девушки, отец которой пугает ее тем, что если она не бросит пить кофе, то останется бездетной. Сперва молодая кофеманка отказывается от напитка, но в конце концов узнает, что ее мать, и бабушка всю жизнь в тайне от мужей пили кофе.

Но мы ушли от темы. Возвращаясь к салону - ощущение от "кофейного" интерьера Mokka во время движения такое: ты едешь в теплой, высокой и хорошо изолированной от внешнего мира капсуле, созданной исключительно для комфортных режимов транспортировки. Управляя подобной машиной, при условии, что она оборудована автоматической коробкой передач, совершенно не тянет лихачить. Дорога превращается в удобную передышку, во время которой у тебя есть возможность спокойно подумать, отдохнуть от суеты или просто эмоционально переключиться. Шоколадно-кофейные мотивы кожаных кресел и приборной панели создают в этом и без того комфортном интерьере ощущение какого то легкого праздничного уюта. За рулем такой машины хочется оказаться поздним утром второго января - неспешно ехать по пушистой заснеженной дороге на каток или горнолыжный склон.

А вот резкой агрессивной езды Opel Mokka не любит. В принципе "Мокка" может ехать быстро, но делает это без азарта, ощутимо проседая оборотами на моменте автоматического переключения передач. Под капотом компактного кроссовера установлен тот же мотор, каким оснащают хетчбек Opel Astra GTC  - на выбор атмосферный бензиновый 1,8 (пока только с автоматической КПП, как в нашем случае) или 1,4 турбо (с МКПП соответственно).  Это хорошие уверенные агрегаты для легких юрких машин с низким дорожным просветом.  Но в случае c Mokka я бы хотел увидеть конструкцию 1,8 турбо на МКПП. В принципе, такие запчасти у Opel есть, но исходя из политики рациональной экономии топлива наша полноприводная машина получила лишь 130 "лошадей".

Единственное, что оправдывает такой скромный "табун", это уверенный крутящий момент аж в 300 Н.м. (от 2000-2500 об/мин), который с лихвой компенсирует нехватку "лошадок".  На практике это ощущается как уверенный пружинящий старт, при снижении динамики на "верхах". Собственно, отсюда и провалы динамики на переключении. Вообще, полный привод (пусть и подключаемый) при таком крутящем моменте выигрывает при разгоне у подавляющего большинства моноприводных автомобилей. В городе такая динамика комфортна — на коротких дистанциях со светофора и до ста, ста-десяти километров в час у вас будет фора перед большинством представителей городского потока.

Бодрящий: тест-драйв Opel Mokka

Резюмируя описанное выше, можно подвести к следующему итогу - при "малолитражном" расходе топлива в 7-9 литров "по городу" машина едет очень неплохо. Но "Мокка" не рассчитан на безумства и агрессивный доминирующий драйв - соотношение мощности, массы и настройки подвески диктуют разумный стиль езды. При этом вам действительно нравится ехать в этой машине спокойно.

Получается парадокс - рекламная компания готовила меня к глотку бодрящего драйва, но я получил уютное успокоение и тепло. Это очень мягкая машина, она бодрит несколько иначе, чем я ожидал - не во время движения, а после. Из-за руля Opel Mokka выходишь отдохнувшим, а не взъерошенным и возбужденным.

Медики считают, что сон вызывает повышение уровня гормона мелатонина. Но его действие может грубо заблокировать кофеин. Одновременно с этим крепкий кофе подавляет вещество фосфодиэстразу, которая способствует запоминанию и решению логических задач. Но есть еще одно вещество, которое бодрит, но без негативных последствий для интеллекта — это серотонин, или как еще его называют "гармон счастья". Так вот, это вещество очень близко в мелатонину, от которого нас клонит в сон, а когда вы испытываете удовольствие, организм перерабатывает мелатонин в серотонин. В итоге вы бодры и счастливы.

Но в эйфорию впадать тоже не стоит - как бы то ни было, даже самая комфортная машина остается источником повышенной опасности. Так, расслабившись, я чуть было не стукнул тестовый автомобиль. Устав от жгучего мороза я решил продолжить съемку на закрытой парковке. Начертив массу сложных вензелей между стоящими кузовами, все же было найдено место, в котором было решено продолжить съемку. Все шло хорошо, пока работник парковки не попросил передвинуть машину чуть назад - мы загораживали проезд к пустому парковочному месту.  Ничего не предвещало неладного - на несколько метров сзади нашего автомобиля оставался широкий свободный проезд.

Бодрящий: тест-драйв Opel Mokka

Сев за руль, я бодро переключил передачу и тронулся назад, как буквально через секунду яростно запищал парктроник, а на самом краю обзора камеры заднего вида появилось какое-то белое пятно. Нога и рука в одном порыве дотянулись до педали тормоза и сигнала. Слышали бы вы, какой раскатистый у Mokka "гудок". Бедная женщина, слепо выезжавшая с парковочного места на своей маленькой белой "Тойоте" - я думал, у нее случится инфаркт. Оцепенев от неожиданности и осознания величия благосклонной фортуны, она молча сжимала рулевое колесо, недвижимо созерцая пространство перед собой. Я тоже испугался - между нашими бамперами оставалось не больше трех сантиметров. Было бы жалко так нелепо стукнуть девственно новый кроссовер, стоимостью под миллион. Адреналин бодрит, но лучше бодриться кофе.