24.12.14 00:02

«Логан»
уходит от погони


Когда раздалась команда «По машинам!», дружная (и не очень) толпа блоггеров и журналистов мгновенно рассеялась по салонам пяти новеньких «Рено» и… я остался один. Один в безлюдной шоу-рум «Рено Центр СИАЛАВТО» — не считая блестящего белого Logan, с надеждой взирающего на меня лупатыми фарами. «Я тебя совсем не знаю, так что уж будь поаккуратнее» — словно бы читалось в его взгляде. Надо сказать, что я тоже его совсем не знал — это была моя абсолютно первая поездка на Renault Logan, и уж тем более на Logan нового поколения 2014 года. Впереди нас ждали около 750 километров заснеженных дорог (и еще столько же обратно), сотни самоуверенных фур с прицепами, горные перевалы и серьезный гололед. И еще много других, предсказуемых и совершенно неожиданных трудностей. Так начинался пресс-тур Renault Winter Weekend, организованный «Рено Центр СИАЛАВТО» как некий запоздалый ответ первому Renault Winter Weekend в конце 2010 года, где участвовали почти все те же самые люди, но немного другие модели Renault и уж совсем другой дилер…

Логан уходит от погони


Когда я сказал, что белый Logan был в моей жизни первым, я не солгал. Но и не раскрыл всей правды: до него я несколько раз катался на родном брате Logan, хетчбэке Sandero первого поколения. Поскольку по дизайну и оснащению салона (как и моторам, подвеске, трансмиссии) эти две машины были практически идентичными, сравнивать новый Logan и прежний Sandero можно прямо и без оговорок. И вот оно, сравнение: небо и земля! Можете мне не верить, но новый Logan по ощущениям просто перепрыгнул в старший класс, оставшись при этом столь же доступным и компактным. И это не только мое мнение — все участники нашей экспедиции в голос утверждали, что Logan изменился до неузнаваемости, и в лучшую сторону.


Впрочем, почему до неузнаваемости? Посмотрите на фотографии: узнаваемость как раз сохранилась. Концептуально это все тот же старый добрый «деревянный» Logan, довольно привычных очертаний, но только уже… не такой уж деревянный. Заметно улучшилась эргономика салона; пластик панели остался бескомпромиссно жестким — но при этом более качественным на вид и на ощупь; появился приятный толстый бублик руля, отлично прорисованный блок климатической установки, большой экран мультимедиа и многое другое. Поскольку в рамках этой статьи я буду больше рассказывать о поездке, чем обо всех тонкостях автомобильных новинок Renault, то за детальным, более сухим и профессиональным тест-драйвом моделей французской фирмы попрошу читателя обратиться в следующие номера нашего журнала. Здесь же — первые восторги и ужасы, где больше эмоций, чем технических данных.


Причина, по которой я оказался один на один с новеньким Logan, была довольно проста: из 13 человек, стартовавших от «Рено Центр СИАЛАВТО», считаные единицы умели водить автомобиль на механике. А наш Logan как раз был оснащен МКПП, и я входил в число счастливчиков, способных его пилотировать. А другой причиной была некоторая стихийная неорганизованность участников: все рвались покататься на самых крутых тачках и «Логаном» поначалу просто пренебрегли (недальновидно!). Вторым же автомобилем на МКПП оказался Renault Duster. Вот повезло‑то, не без сомнения подумал я и запрыгнул в салон компактного седана. И наш пресс-тур начался.

Логан уходит от погони


Всего в команде Renault на этот раз выступали пять игроков: новый Logan, солидный Koleos, универсальный Duster, деловой Fluence и несколько странный Megane (чуть позже объясню, что с ним было не так). Надо сказать, что четыре года назад в подобную поездку отправились Sandero, Koleos, Fluence, Megane-2 и Megane-3, но в пути у «третьего» Megane забарахлил мотор, и его пришлось оставить. Так что состав был наполовину обновленным: только Koleos и Fluence были почти прежними, после легкого косметического рестайлинга. Все наши машины были абсолютно белыми, сплошь заклеенными стикерами дилера и специальными, с надписями «Renault Winter Weekend вместе с «Рено Центр СИАЛАВТО».


Стартовали в начале седьмого утра. Декабрь, темнота, гололед, объездная трасса за КрАЗом… Приключения начались на развилке вблизи «Красного Кольца», когда головная машина (это был Duster с Артемом Потехиным за рулем) промахнулась поворотом и вместо трассы в Новосибирск ушла на разворот к Красноярску… Ладно, ерунда: почти у всех в машинах были портативные рации, мы получили команду ждать и несколько минут простояли на обочине. Забегая вперед, скажу, что таких мелких накладок за всю дорогу накопилось немало — постоянно кто‑то отставал или, напротив, убегал вперед; пару раз нас тормозили бдительные или просто скучающие гибэдэдэшники, которым было любопытно поглазеть на автопробег.

Логан уходит от погони


Logan с первых же минут поразил меня мягкостью и предсказуемостью реакций. От нового автомобиля на МКПП инстинктивно (по старой советской привычке) ждешь какой‑то необкатанности, рывков, тугих педалей. Ничего подобного и в помине не было: седан прекрасно слушался руля, передачи переключал четко и беззвучно, не слишком досаждал ревом мотора на высоких оборотах. Нам дали на тест версию с 16‑клапанным мотором 1,6 литра (102 л. с.): по идее, в сочетании с МКПП это самый динамичный вариант для нового Logan (автомата пока нет в продаже, но, конечно же, появится позже). Делая скидку на необкатанные агрегаты (все машины в пресс-туре набегали к моменту старта лишь несколько сотен километров), можно сказать, что этот мотор — образец эластичности для бюджетного класса. На четвертой скорости можно без проблем двигаться с 40 км/ч, для пятой комфортным крейсерским режимом будет 110—120 км/ч. Очень не хватало шестой передачи — при 130—140 км/ч логановский моторчик ощутимо повышал голос, начинал бубнить и терял свежесть динамики. Но, повторюсь еще раз, существует общепризнанное мнение, что моторы Renault заметно «расцветают» после 5—6 т. км пробега, прибавляя в мощности и становясь более сбалансированными.
Маленькая, но очень приятная деталь: наконец‑то конструкторы Logan (и других новых моделей Renault для внешних рынков) избавились от французских анахронизмов типа кнопки клаксона на торце подрулевого переключателя. Раньше посигналить в Logan — это был квест из разряда «найди меня» (и сразу вспоминается неподражаемый Басов в кинофильме «Приключения Электроника»: «Где у тебя кнопка, мальчик?»).


Пара маленьких, но досадных деталей: кнопки электрических стеклоподъемников на новом Logan по‑прежнему разнесены по разным местам (передние — на подлокотнике водительской двери, задние — на напольном тоннеле). А еще у Logan неудачно нарисована шкала тахометра — в отличие от образцового спидометра, здесь деления мелкие и частые, это раздражает глаз. Ну и крутилка, регулирующая наклон спинки переднего сиденья — она спрятана сбоку почти под самым подлокотником, чтобы дотянуться до нее, приходится изрядно выворачивать кисть.

Логан уходит от погони


Наш маршрут пролегал через Хакасию и Абакан в заповедник Ергаки. Кстати, Абакан в который раз порадовал определенной чистотой и аккуратностью улиц, уютными кафе, отсутствием пробок и вполне приличной архитектурой (местами). Абакан — это более компактный и менее хаотичный вариант Красноярска, где есть на что полюбоваться и как отдохнуть.


На каждой крупной остановке мы старались меняться машинами. Пришла пора расставаться с Logan, а после него модели замелькали чехардой: Megane, потом Koleos, потом Fluence, снова Megane, снова Logan и т. п. Где‑то приходилось ехать за рулем, где‑то — расслабляться пассажиром. Однако все без исключения модели Renault в этой поездке продемонстрировали замечательную всеядность подвесок и стойкость моторов к нашему провинциальному бензину и сибирским морозам. Так, ночью в Ергаках было примерно ‑30, и все машины завелись с ключа без какого‑либо автопрогрева. А это, я считаю, весьма авторитетный показатель.
Что же касается подвески Renault, то это, как говорится, просто песня. Конечно, существуют автомобили спортивные или полуспортивные, где многорычажная схема дает существенные преимущества в управляемости и устойчивости в поворотах — но инженеры Renault, как никто другой, пожалуй, сумели найти правильные ключики к сердцам российских покупателей, обычных людей, не озабоченных дрифтом или раллийными подвигами. Подвеска должна съедать российский проселок без стука и хруста, держать машину на скорости 150 км/ч, служить безотказно 5—7 лет, обеспечивать внятный и предсказуемый отклик на движение рулем. Все это подвеска Renault делает блестяще: браво! Что бюджетный Logan (и он даже в большей степени!), что комфортный Koleos ценою под полтора миллиона — все они умеют ехать по нашему щербатому асфальту быстро и мягко, давая ощущение уверенности. За одно это модели Renault уже можно покупать! А ведь на весах еще и хорошие показатели выносливости моторов, их мирное сосуществование с бензином made in Russia, добротные салоны и нынешний весьма позитивный дизайн.
Ергаки! Это настоящая жемчужина Красноярского края, почти нетронутая природа, свежайший горный воздух, разлапистые ели и завораживающие красотой каменистые пики… Тот, кто не был в Ергаках, многое потерял — все‑таки наши, домашние Столбы слишком домашние. Мы пронзаем насквозь длиннющий тоннель на краю крутейшего обрыва, за кормой осталась грозная табличка «Внимание, лавина!» Это сейчас тоннель на «Полке» сделали длинным и относительно безопасным — а ведь раньше нередки были случаи, когда сход лавины блокировал выезды из рукотворной пещеры, и машинам внутри приходилось дожидаться бульдозеров сутками.


База отдыха «Пик Звездный» прекрасна: уютные трехэтажные коттеджи, в каждом горячая вода и даже душевая кабинка… Ночью звезды над Ергаками сияют новогодними игрушками; тишина за поселком стоит такая, что просто страшно. Мы, городские, уже привыкли к шуму моторов и голосам соседей — а здесь ничего, здесь тайга.


Первое серьезное испытание: под ночь сгорела баня, буквально дотла! И вот беда — вместе с ней сгорела и часть проводки, весь поселок обесточился, пропало отопление в домиках. Надвигающаяся ночь и ‑27 мороза обещали славное ревматическое утро с пупырышками по всему телу. К счастью, администрация базы предложила выход: оперативно собраться и переехать в другой кемпинг, в 10 км дальше по трассе. Сказано — сделано: колонна Renault крадется по пустынной дороге, освещая фарами мрачные сосны и самое себя. Во втором кемпинге, действительно, есть свободные домики и свет — но температура в комнатах все равно далека от комфортной. В общем, все спали в куртках и шапках, и проснулись изрядно помятыми. Но было весело!
После энергичного завтрака (блины с джемом, яичница, обжигающий чай — что может быть лучше?) колонна выдвигается в направлении Саяно-Шушенской ГЭС. Обратный путь не так прост: метет пурга, белые Renault в белой метели на фоне белой дороги и белых же обочин просто пропадают в белом безмолвии. Даже небо и то белого цвета: туман скрывает солнце и голубые просторы. Но мы едем, и едем быстро.

Логан уходит от погони


Саяно-Шушенская ГЭС — крупнейшая в стране! Это величественное сооружение, подпирающее своими гигантскими плечами ущелье в Саянах на высоте около 200 метров! Издалека, с официально открытой всем смотровой площадки ГЭС выглядит неубедительно: порой кажется даже, что она меньше Красноярской. Но когда нас подвели к ее подножию и дали прогуляться внутри по машинному залу — вот тут‑то нас придавило масштабом и мощью конструкции… Ты стоишь перед стеной бетона и арматуры высотой 200 метров, люди и даже козловые краны наверху кажутся игрушечными, и понимаешь, что ЗА этой стеной — море. Фактически ты стоишь на дне, и холодная масса воды притаилась за тонкой перегородкой, нависая над тобой обманчиво спокойным чудовищем. Агрегаты внутри ГЭС мерно гудят, восстановительные работы полностью закончены, идет лишь локальная отделка стен и пола. Я видел фотографии этого зала после аварии в 2009 году — это пугает: развороченный бетон, смятые, как бумага, листы стали, покореженные турбины… Вода Енисея — это и даровая энергия, и слепая необузданная сила. Теперь на территории ГЭС стоит церковь — как тяжелое напоминание о погибших тогда.


Еще сильнее проникаешься уважением к мастерству строителей ГЭС, когда поднимаешься на самый гребень плотины: по одну сторону — пропасть и где‑то внизу мелкие фигурки черт-знает-сколько-сотен-киловольтных мачт, по другую — свинцовое море водохранилища плещется почти у самых ног.
А потом поездка на аварийный водосброс, построенный уже после катастрофы… И снова музей славы СШ ГЭС — нетронутые той бешеной водой старые фотографии, вырезки из газет, где толпы советских строителей на старых еще карьерных КРАЗах и с лопатами в руках засыпают вспенившийся Енисей.
Уезжали уставшие, но порядком ошеломленные — во всяком случае, те, кто побывал на плотине впервые. Эх, были стройки в то славное время, не чета нынешним буржуазным коммерческим проектам…


Следующее утро все Renault опять в добром здравии: заводятся как часы, греются, носятся по окрестностям курорта Гладенькая как сумасшедшие. В короткие минуты после завтрака каждый постарался погонять на Logan или Duster по неглубокому снегу, где‑то чуть подрифтить, дернуть ручника, похулиганить. Двухлитровый полноприводный Duster снега не боится, но к нему нужен особый подход: по словам представителей «Рено Центр СИАЛАВТО», первая передача кроссовера сделана как понижайка, и трогаться на этой машине можно (и нужно) со второй. Так и поступаем.


Столько событий, столько дорог — и вот уже пора ехать домой! Не надышались, не наездились. Я еду до Абакана на Fluence пассажиром, а оттуда на Duster — за рулем. Нет, Megane — отличная машина, комфортная и при фирменной реношной подвеске; но что‑то не сложилось в сочетании мотора 1,6 л и бесступенчатого вариатора. Из всех пяти автомобилей пресс-парка Megane буквально всем показался самым задумчивым и неадекватным по динамике. Возможно, обкатка все изменит.


Где‑то в хакасских степях один из участников поездки умудрился разогнать Logan до 175 км/ч. Совершенно очевидно, что после обкатки и надлежащего ТО машина пойдет и быстрее. В общем, вы уже поняли: Logan оказался настоящим героем нашей экспедиции, и лично я торжественно присуждаю ему безоговорочное первое место в линейке автомобилей Renault (да и большинства конкурентов тоже) за лучшее соотношение цены и потребительских свойств.
Но если выбирать среди автомобилей до миллиона, я посмотрел бы в сторону Duster: в достойной комплектации машина показалась почти беспроблемной. Пусть она не блещет внешним дизайном, но зато неприхотлива и прекрасно держит дорогу. Пара-тройка мелких эргономических косяков по салону общего впечатления не испортили.

Логан уходит от погони


В Красноярск вернулись уже поздно вечером. Ну, что тут сказать: все модели Renault, задействованные в пресс-туре, показали себя надежными и комфортными для Сибири машинами. Полторы тысячи верст в мороз и метель — не проблема. Бензин на небрендовых АЗС — можно. Подвески — лучшего и желать не стоит. Дизайн и некоторые решения в интерьере — все можно принять и свыкнуться.
Ну а Logan далеко ушел от любой погони. В этой поездке он настоящий чемпион. Renault Winter Weekend — когда в следующий раз?


Павел Веселовский
Редакция журнала «Шанс-Авто» благодарит «Рено Центр СИАЛАВТО» за предоставленные автомобили и организацию пресс-тура

Рейтинг:
Renault Logan, 2014 г.
1 2 3 4 5