02.04.12 08:00

Согласитесь, какой вам толк от того, что вы узнали цифры очередной экономической сводки? А вот что действительно интересно, так это то, как немного понадобилось времени для того, чтобы привезти только что презентованный автомобиль в автосалоны сибирской глубинки. Нечасто автопроизводители радуют нас подобной оперативностью, тем более, что россияне получили эту машину на три месяца раньше европейцев. Mazda CX-5 была презентована практически перед самым новым годом, и вот с февраля 2012 года она уже продается в Красноярске.

Последнее время автопроизводители перегружают своих клиентов массой совершенно ненужной информации, которая практически не имеет никакого отношения к тому, на чем в итоге эти люди будут ездить.

Небо здесь: тест-драйв Mazda CX-5

Например, маздовская концепция zoom‑zoom. Я знаю одно значение слова «зум» — это трансфокатор или, говоря человеческим языком, объектив с переменным фокусным расстоянием. По этой причине понять смысл рекламного текста, сообщающего мне, что концепция «зум-зум» «является сердцем нового компактного кроссовера», и как этот «трансфокатор-трансфокатор» должен превратить вождение в удовольствие, я не могу. Наверное, данная информация предназначена для узкого круга избранных, которые понимают смысл шифра. Далее по тексту маркетологи марки сообщают нам о том, что дизайн марки отражает философию «Kodo», что значит «душа движения», «которая характеризует мгновение, когда накопленная сила вырывается на волю в безупречной гармонии мощи и красоты». Что значат все эти слова?

Третьим, финальным аккордом на клиента, читающего официальный сопроводительный материал, обрушивается вал информации о новой технологии Sky Active. Разобравшись подробнее, минуя информацию из дилерских буклетов, сообщающих о том, что «Sky Active дарит чувство вдохновения при управлении автомобилем», я понял, что эта технология действительно очень неплоха и инновационна, но тот шквал эпитетов и метафор, которыми «рекламщики» «Мазды» сопровождают данную инженерную концепцию, больше уводит нас от сути технологии, чем помогают разобраться в ней.

Небо здесь: тест-драйв Mazda CX-5

В дополнение ко всему озвученному, в одном из рекламных материалов, посвященных Mazda CX-5, мы натыкаемся на броское сравнение силуэта этого кроссовера с одним из крупных представителей семейства кошачьих. Если я ничего не путаю, маркетологи хотели создать ассоциацию между обликом этой машины и гепардом.

Просто бомбежка какая‑то слоганами и штампами. Возникает ощущение, что изначально у производителя стояла задача создать такое количество сопроводительных ассоциаций, чтобы на фоне всей этой «мишуры» на саму машину можно было уже и не смотреть вовсе, а сразу идти и покупать. Но в наши планы покупка этой машины не входила, так что мы принялись ее щупать, гонять по дорогам и разбираться в тонкостях новых технологий от «Мазды».

Небо здесь: тест-драйв Mazda CX-5

На первый взгляд, машина не очень‑то смахивает на гепарда, хотя и на бегемота CX-5 не похож. Облик нового кроссовера получился умеренно агрессивный и отлично проработанный в мелочах. Точные линии кузовных панелей, мягкие изгибы широких колесных арок, покатая крыша и великолепно проработанные оптические консоли явно указывают на класс — это качественный паркетный внедорожник, созданный в соответствии со строгими канонами японской школы автомобилестроения.

Но CX-5 совершенно не похож на своего старшего брата — Mazda CX-7, это разные машины, между которыми нет преемственности. И честно сказать, вспомнив характерный вытянутый профиль «семерки», я задумался о том, есть ли собственный характер у нашего подопытного?

Небо здесь: тест-драйв Mazda CX-5

Попробуйте представить себе этот автомобиль совсем без шильдиков. Признайтесь честно, вы смогли бы понять, к какой марке относится этот автомобиль? Глядя на любую BMW, порода определяется безошибочно — выдают характерные «ноздри». Но здесь что‑то не так — тем, кто не видел концепт Mazda Takeri, тяжело различить фирменные черты обновленных машин от Mazda. Форма фальшрадиаторной решетки, изгибы фар — эти формы не очевидны и требуют знания марки. Что должно мне указать на то, что передо мной стоит новая Mazda, а не KIA или Hyundai? Хотя, будем честны — подобный тест не пройдет добрая половина новых массовых продуктов — «торопливый маркетинг» унифицирует внешность брендов, стирая индивидуальные признаки марки в угоду тенденциям рынка. Найдите в интернете изображения KIA K9 генерации 2013 года и найдите 3 отличия от BMW 7.

Но, с другой стороны, подобные рассуждения — это не более чем ностальгия по автомобилям «старой школы», рассматривать новые машины с такой точки зрения не верно. Разрабатывая облик любого нового продукта, дизайнеры создают «концепт-кар», предвосхищающий внешность серийной модели. После презентации «концепта» специалисты изучают мнение фокус-групп потенциальных покупателей. Следовательно, если машина получает какой‑либо внешний вид, это происходит не случайно — в основе лежит трезвый коммерческий расчет.

И, надо сказать, дизайнеры угадали — экстерьер новой CX-5 полностью соответствует поставленным задачам. Внешний вид Mazda CX-5 на момент начала продаж в тренде — у него нет явной половой принадлежности, он аккуратен, функционален, дружелюбен, энергичен и близок по пропорциям к своим главным конкурентам.

Что касается интерьера, ситуация примерно такая же, как и с экстерьером — он качественный, великолепно проработан с точки зрения функциональности и эргономики, но несколько безлик. Горизонтальные декоративные накладки, разделяющие мягкое тропедо и твердую нижнюю часть приборной панели, очень сильно напоминают аналогичные консоли в интерьерах автомобилей BMW. То же касается и джойстика управления мультимедийной системой. Подобную хромированную «шайбу», расположенную на центральном тоннеле, близ подлокотника, мы неоднократно встречали в автомобилях других производителей. Мы не намекаем на плагиат — многие удачные решения постепенно теряют «брендовую» принадлежность. Как бы то ни было, подобная «шайба» очень удобна, а ее функции полностью продублированы на сенсорном дисплее мультимедийного центра.

Небо здесь: тест-драйв Mazda CX-5

Мультируль, электрические регулировки кресел, и так далее — все эти прелести оснащения современных автомобилей в полном объеме присутствуют внутри новой Mazda CX-5. Иначе быть не могло, это маркеры соответствия классу. Многие из этих опций недоступны в базовой комплектации. В подобных мелочах проще разбираться не торопясь, т. к. объема текста нашего тест-драйва физически не хватит на перечисление плотного списка элементов оснащения этого автомобиля. Так, например, комплектация «Sport» насчитывает в своем арсенале порядка 50 доступных пунктов из списка модельного конфигуратора. Пожалуй, самыми заметными и приятными из них я бы называл акустику Bose, камеру заднего вида (оснащенная системой дополненной реальности, проецирующей на экран предполагаемый вектор движения автомобиля) и возможность установки кожаных кресел бежевого цвета (можно, конечно, поставить и черную кожу, но это будет уже не то — зачем лишать себя праздника).

Небо здесь: тест-драйв Mazda CX-5

Оглядевшись в салоне, давайте вернемся к теоретической части — к уже упомянутой технологии Sky Active. Что же это такое? «Небесные технологии» представляют собой комплекс мер и доработок, нацеленных на снижение уровня загрязнения окружающей среды, без ущерба для мощности и надежности автомобиля.

На практике это выглядит так — не имея свободных средств для разработки принципиально новой линейки турбированных моторов, специалисты из Хиросимы плотно переработали уже имевшийся мотор MZR 2.0, фактически изменив его до неузнаваемости. Главной «фишкой» нового агрегата стала увеличенная компрессия в цилиндрах для бензиновых версий и уменьшенная для дизельных моторов, соответственно. Но, т. к. дизельных версий этой машины в нашей стране пока не предвидится, имеет смысл говорить лишь о «бензинках». Теперь степень сжатия в цилиндрах новых бензиновых ДВС, построенных по этой технологии, равняется 14:1. Также инженеры пересмотрели алгоритм построения выпускного тракта, построив его по «спортивной» формуле — 4:2:1, что существенно облегчает «дыхание» автомобиля. Такая система позволяет «снять» с двух литров рабочего объема этого мотора 150 л.с. и 210 Н.м. крутящего момента.

Плюс к тому, в комплексе с изменениями мотора и «выпуска» была заново перестроена подвеска — максимально снижена неподрессоренная масса. Также, стремясь облегчить общий вес конструкции автомобиля, инженеры провели глубокую ревизию материалов и способов сочленения силовых элементов кузова. Суть мер понятна — повышая компрессию, инженеры стремились увеличить КПД сгорания топливной смеси, а снижая массу, хотели уменьшить энергозатраты. В итоге, как заявляют представители Mazda, мотор новой CX-5 потребляет на 15% меньше топлива, при этом выдавая на 15% больший крутящий момент и на 15% меньше углекислого газа, чем двигатели прошлых лет. А в совокупности со сниженной массой преобразования должны позитивно сказаться на динамике автомобиля.

Что мы имеем на практике — автомобиль едет действительно неплохо, автоматическая коробка работает четко, выдавая адекватную реакцию на первоначальное нажатие педали газа, посылая усилия на колеса без каких либо промедлений или рывков. Единственно, что, будучи вдохновленным пламенными речами безымянных составителей рекламных проспектов, нажимая на газ, я ждал немного иного ускорения. Но динамика CX-5 находится в пределах средних значений для своего класса — порядка 10 секунд до «сотни» (9,3 секунды по паспорту, но мы делаем скидку на качество отечественного бензина).

Более того, пытаясь «снять» дополнительные пару секунд, пробую переключать передачи самостоятельно, переведя рычаг селектора в мануальный режим. Честно сказать, результат меня разочаровал. Ориентируясь на кривую момента, знакомую мне по поведению некоторых свежих моделей других марок, я ожидал, что, миновав отметку 4500 об./мин. (в этом диапазоне переключает «автомат»), мотор покажет «спрятанный ресурс» оставшихся полутора тысяч оборотов. Но этого не произошло — двигатель гудел, стрелка тахометра ползла вверх, но «подхват» оставался на прежнем уровне. К сожалению, так настроены «мозги» новой «небесной системы». Так что, имея системы помощи при торможении и прочие «стабилизаторы», функцию ручного переключения передач в этой машине можно назвать бесполезной.

Упуская эти нюансы динамики разгона, я могу сказать, что в целом мне понравилось то, как себя ведет этот автомобиль. В отличие от некоторых новых кроссоверов, Mazda не «тупит» на старте, сразу реагируя на нажатие педали газа. Хотя, сравнивая CX-5 с Audi Q3 или «топовой» Ford Kuga, Mazda несколько уступает в общей динамике разгона, демонстрируя средние показатели. Но ждать от комфортного семейного кроссовера каких‑то гоночных замашек не стоит, а если они вам нужны — то вы ошиблись классом автомобиля.

Понимая это, на новую Mazda CX-5 стоит смотреть иначе — совсем не так, как меня настроили авторы текста из рекламного буклета. Главное в этой машине — это экономичность (около 9 литров АИ-95 в городском режиме и 6,5 по трассе) при хорошей вместительности, солидном дорожном просвете и высоком уровне комфорта. Кроме того, радует факт наличия шести подушек безопасности и пяти звезд в краш-тестах по версии Euro-NCAP.

Небо здесь: тест-драйв Mazda CX-5

В данном случае удовольствие от вождения заключается не в щекочущей нервы перспективе резко «ввинтиться» в крутой поворот. Вся соль этой машины в плавности хода, которая вкупе с отличной курсовой устойчивостью, безопасностью и массой «комфортно-развлекательных» опций, сделает мое перемещение из пункта А в пункт Б нежным и пушистым, словно полет на доброй лошадке-облачке. Посмотрев на природу компактных кроссоверов с этой точки, новая Mazda CX-5 теперь выглядит гораздо интереснее.

Но традиционно решающим фактором, формирующим успех или провал продукта, является его цена. В данном случае Mazda имеет все шансы «уделать» конкурентов, т. к. CX-5 в базовой комплектации стоит 929 000 рублей. Правда, за эти деньги вам достанется лишь переднеприводная версия с механической КПП. Но не стоит забывать, что линейка бензиновых Sky Activ ограничивается лишь одним двухлитровым мотором. Следовательно, заплатив меньше, вы получите более экономичный и не менее динамичный автомобиль, чем CX-5 в «топовой» полноприводной комплектации. Хотя, если ваш семейный бюджет позволяет выбирать из автомобилей стоимостью до полутора миллионов, на вашем месте я бы внимательно почитал длинный список опций, доступных для максимальной комплектации этой машины. Возможно, что вы найдете в нем пункты, которых нет ни в одном компактном полноприводном кроссовере стоимостью до 1 400 000 рублей.

Присматриваясь к этой машине, не вздумайте читать рекламные брошюры, я вас умоляю. Они создают совершенно превратное впечатление об этом автомобиле. Mazda CX-5 не походит на гепарда, она не умеет делать «зум-зум» или жечь резину — это спокойный качественный кроссовер с низким расходом топлива, хорошей подвеской и ровной динамикой разгона. Так что, создавая рекламные слоганы, господа из Хиросимы увлеклись. Для того, чтобы выразить суть этой машины, не нужно феерии бурных дифирамб, хватит трех слов: экономичность, безопасность и комфорт.