28.01.15 03:00

Городские ценности чешского бестселлера Skoda Octavia
Skoda Octavia — признанный бестселлер в модельном ряду чешской компании. Если поспрашивать владельцев про историю модели, большинство ответит неопределенно: вроде бы родом из 90‑х, а то и начала нулевых. Более подкованные скажут точнее: первое поколение выпустили в 1996‑м (уже под патронажем Volkswagen Group). И лишь единицы припомнят, что первая Octavia выкатилась за ворота завода в Млада Болеславе в… 1959 году. Да-да, корни успеха тянутся именно оттуда.


Почему Octavia? На латыни означает «восьмая» — таков был порядковый номер модели в линейке Skoda. Сейчас это уже неактуально, но удачное название прижилось. Тот автомобиль 1959 года весил около 1270 кг и оснащался мотором 1,1 литра мощностью примерно 40 л. с. (позже до 1,2 литра и 55 л. с.). Машина в целом получилась удачной и очень надежной: мотор и коробку от нее использовали даже в производстве коммерческих фургонов в Новой Зеландии вплоть до 1973 года.

Оперенная стрела


Взгляните на ретрофотографии: поневоле начинаешь испытывать ностальгию, кажется, какими тихими, уютными тогда были и машины, и люди. Скорости были невысоки — вряд ли выше 100—110 км/ч даже по идеальному шоссе; моторы низкой форсировки крутились не спеша; женщины мягко улыбались и все как одна были похожи на Наталью Варлей из «Приключений Шурика». Помните? Боюсь, что многие скажут: неа, «ВКонтакте» не попадалось… И будут по‑своему правы: прогресс летит вперед неудержимо, как оперенная стрела. Машины сейчас гораздо быстрее, моторы злее, да и женщины… как‑то не подобрели. Где это мы недавно видели оперенную стрелу? Ах да, на капоте новой Skoda Octavia — ведь этот индейский символ, как-никак, официальная эмблема чешской компании.


И вот мы стоим перед Skoda Octavia 2013 модельного года. Разумеется, автомобиль похорошел — в сравнении с предыдущим поколением стали жестче и спортивнее изломы кузовных линий, оптика обрела выразительность, машина зрительно выросла и как‑то раздалась в плечах. И в то же время абрис кузова остался узнаваемым, а мягкие обводы ниспадающей кормы напоминают: это вам не рискованный спорт-седан, а самый настоящий семейный лифтбэк, практичный и уравновешенный (но не забываем про горячую версию RS!).

Оперенная стрела


Третье поколение Octavia (в новейшей истории Skoda) построено на корпоративной платформе Volkswagen Group под названием MQB. Поначалу новая Skoda Octavia напрочь лишилась атмосферных двигателей — планировались моторы только с турбонаддувом. Это, в сущности, неплохо, в том же BMW уже давно отказались от безнаддувных моторов. Турбомоторы экономичны в городских режимах, а на трассе и под настроение — радуют отменной динамикой. Однако сейчас мы видим в прайс-листе официальных дилеров Skoda вариант Octavia с бюджетным атмосферным мотором 1,6 MPI (110 л. с.) — очевидно, для России этот вариант слишком востребован, чтобы от него отказаться. Линейку же турбированных силовых установок открывает 1,4 TSI в достаточно мощном исполнении на 140 л. с. (250 Н·м при 1500—3500 об/мин) — в паре как с шестиступенчатой механикой, так и семискоростным роботом. Тот же набор трансмиссий выделен топовому бензиновому 1,8 TSI, который форсирован до 180 л. с. (250 Н·м но в более широком диапазоне оборотов: от 1250 до 5000).


Дизель для России единственный: двухлитровый дизельный агрегат 143 л. с. (320 Н·м), предлагается уже с 6‑ступенчатой МКПП и шестидиапазонным роботом DSG с пакетами «мокрых» сцеплений, рассчитанными на повышенный крутящий момент. Наверняка машина интересная и приятная по драйву; есть лишь одно маленькое однако — стартовая комплектация Ambition начинается от 1077 тыс. руб. (Elegance — от 1150 тыс. руб.). Уверены, слишком многие покупатели крепко задумаются, прежде чем отдавать за дизельную машину компактного класса такие деньги.


Согласно стандартам MQB, турбина и катализатор на всех силовых агрегатах новой Octavia находятся в задней части двигателя. В моторах объемом 1,4 литра выпускной коллектор интегрирован в блок цилиндров. Благодаря этому выхлопные газы, которые раскручивают крыльчатку, поступают к ней не такими горячими — это важно для долговечности турбины, а кроме того, двигатель быстрее прогревается. И кстати, о ­прогреве: в новой Octavia переработаны системы охлаждения и управления температурой, теперь двигатели быстрее прогреваются в холодную погоду еще и поэтому. Подтверждаем: есть такое. В салоне дилера нам отдали ключи от тестовой машины, стоящей у крыльца уже не менее суток — она была вся в снегу, холодная, как сама Сибирь. Но вот прошло полминуты с момента запуска двигателя — и пожалуйста, из дефлекторов пошел теплый воздух!

Оперенная стрела

 

Наша комплектация — довольно скромная; это Ambition 1,4 литра TSI /140 л. с., с семиступенчатым роботом DSG, на железных дисках, зато с мультирулем и кожаными сиденьями. Отметим, что на Octavia с дизелями и бензиновыми движками 1,4 л сзади стоит простая скручиваемая балка; для улучшения управляемости ей увеличили поперечную жесткость, а для уменьшения передаваемых на кузов вибраций облегчили задний мост на 15 кг. Поскольку мы не ездили на старших версиях Octavia, примем на веру многочисленные отзывы владельцев: в большинстве штатных режимов вождения разница между машинами с балкой и машинам с задней многорычажкой не ощущается.


Кроме того, к нам поставляют адаптированные Skoda Octavia с пакетом для плохих дорог: кроме «брони» для тормозных и топливных трубок и стальной (а также новой пластиковой) защиты мотора, в него входит усиленная подвеска, с увеличенным со 140 до 160 мм клиренсом.


Как внутри? Нельзя не признать — все больше и больше напоминает Volkswagen. С одной стороны, это несомненный комплимент: здесь все выверено до миллиметра, абсолютное понимание эргономики, европейский уровень точности сборки, грамотный функционал. С другой стороны, скучноватая центральная панель, дизайн интерьера чрезвычайно сдержанный, строгий, классический — без малейших вольностей, без азарта, ничего запоминающегося. В предыдущем поколении Octavia интерьер был словно чуть менее совершенным, менее отточенным, но при этом сохранял крупицу самобытного чешского тепла и уюта.


Качество обивки — отличное: мягкий материал торпедо, козырька над шкалой приборов, подлокотников дверей. Из полезных мелочей стоит отметить вентиляцию (охлаждение) бардачка; в старших комплектациях теперь есть бесключевой доступ в салон, а у задних пассажиров впервые появилась полноценная розетка на 220 вольт, пригодная для зарядки разнообразных гаджетов; сотовый или iPod можно зафиксировать в специальном держателе, вставляемом в подстаканник; в карманы на дверях повесили сменную корзиночку для мелкого мусора. А еще для ворсистой стороны двустороннего коврика в багажнике сделали пластиковые упоры на липучках, которыми легко зафиксировать ящик или чемодан. Кроме того, под передним сиденьем есть бокс для светоотражающего жилета — этот аксессуар обязателен в Европе и, возможно, вскоре будет прописан в ПДД и у нас.

Оперенная стрела


Из минусов: аудиосистема самая простая, начальный вариант (такова наша комплектация); нет подсветки зеркал в противосолнечных козырьках; отсутствует камера заднего вида. А еще нас озадачило странное решение — способ включения противотуманных фар. Как простому владельцу, не являющемуся фанатом Skoda, догадаться, что нужно взять верньер управления режимами головного света двумя пальцами и потянуть его на себя! Бинго! Поистине, здесь чехи проявили все возможное чувство юмора и оставили клиентам простор для фантазии.


Но все это — долгая преамбула. Машина, в конце концов, создана не для того, чтобы заряжать гаджеты или ласкать водителя мягкой кожей. Она должна ехать — быстро и предсказуемо. Что ж, именно так Skoda Octavia и поступает: на скорости 110 км/ч на автомате держит 2000 об/мин и ничуть не напрягается. Мотор очень тихий, его слышно лишь на форсированном разгоне; передачи DSG переключает мгновенно и тоже совершенно бесшумно. Но на автомате ехать скучно, бережливая электроника все время включает повышенную передачу, гасит агрессивные порывы, сглаживает неуместные спортивные амбиции. Хотите больше драйва? Тогда смело дергаем рычаг АКПП вправо, в ручной режим! На тип-тронике все становится на свои места — даже с нашим мотором 1,4 машина едет упруго и жизнерадостно, позволяя обгонять фуры в затяжную гору даже на 6‑й передаче! Спасибо турбине — 250 Н·м момента дают хороший запас тяги. Легкий дрифт на переднеприводной Octavia? Без проблем! Насмотревшись ледовых баттлов на «Красном Кольце», «даем угла» на гладкой заснеженной площадке — неплохо! Даже без использования ручника лифтбэк прекрасно идет в управляемый занос, демонстрируя вполне нейтральную поворачиваемость. Конечно, хотелось бы чуть более жесткую подвеску для таких упражнений; но мы понимаем, Octavia — это плод сотни компромиссов, семейный автомобиль…

Оперенная стрела


Зато подвеска бесшумная и емкая! На шоссе мы чувствовали себя очень уверенно, несмотря на жестокий гололед. В течение нашего «рейса» до аэропорта мы повстречали не менее 5—6 битых автомобилей на обочинах — видимо, с утра к гололеду прибавился еще и туман… Нам же в салоне Octavia было спокойно: дорогу и курс лифтбэк держит очень хорошо. Бортовой компьютер показал средний расход топлива в районе 7 литров на 100 км; при этом мгновенный расход по трассе — около 5 литров. Неплохо, да? На парковке компьютер показывает расход 0,5 л в час. Все это — наглядный результат применения технологий TSI. Новая Skoda Octavia — традиционный лидер по размерам. По общей длине (+33 мм к прежнему поколению), и по месту перед коленями задних пассажиров (+47 мм), и по расстоянию от подушки заднего сиденья до потолка (+14 мм)…


Чешская практичность? Непременно: заднее стекло по‑прежнему открывается вместе с крышкой багажника — лифтбэк! А значит, что в образовавшийся проем войдет груз с такими габаритами, о каких конкуренты-седаны могут только мечтать. Багажник также прибавил в размерах. Погрузочный проем багажника расширили на 28 мм, объем за задними сиденьями вырос на 5 л (до 590 л), а при сложенных спинках дивана тут теперь 1580 л, что на целых 125 л больше, чем ранее.

Оперенная стрела


Подведем итоги. Заметно, что с переходом на новую фольксцвагеновскую платформу MQB автомобиль изменился: стал крупнее, просторнее в салоне, неизбежно солиднее внешне. Для платформы характерно расположение двигателя, КПП и педального узла на строго определенном расстоянии друг от друга. По этой причине педальный узел «третьей» Skoda Octavia отличается от предыдущей модели — педали стали подвесными, а не напольными. Это — скорее факт для галочки, на комфорт управления не влияет совершенно. Изменения Octavia носят характер скорее эволюционный, нежели революционный. Дизайнеры и инженеры Skoda предсказуемо не стали рубить с плеча и перекраивать годами создававшийся образ практичного, вместительного и во всем без исключения умеренного автомобиля, каковым являлась Octavia. Она ведь, черт возьми, выбирала в компании больше половины продаж всех моделей вместе взятых. Это курица, которая несет… ну, дальше вы знаете. Так что Octavia по‑прежнему узнаваема издалека (спутать ее можно разве что с родственным Rapid) и все так же дружелюбна к хозяину на тактильном уровне.


Что с ценами? В настоящий момент новые Octavia отдают от 757 тыс. руб. за базовый вариант с моторами 1,6 л MPI. Наш тестовый вариант обойдется покупателю не менее, чем в 977 тыс. руб. — почти миллион рублей. Немало! С другой стороны, нынешняя ситуация с ценами многое изменила в психологическом понимании «бюджетной покупки», и прайсы ближайших конкурентов тоже не стоят на месте. Однако одно очевидно — городские ценности Octavia поддерживает безукоризненно. И если уж последовательно сравнивать чешскую модель с летящей стрелой, то наш вердикт предсказуем: она попадает в цель.

 

текст - Павел Веселовский


фото - Василий Дорошенко

Рейтинг:
Skoda Octavia, 2015 г.
1 2 3 4 5