27.12.14 00:03

Шаг за шагом

 

Помню, как однажды мне довелось брать интервью у одного из руководителей Renault в России, господина Фабриса Камболив. Он как раз приехал в Красноярск открывать новый дилерский центр компании. И когда я спросил его о ближайших планах – кажется, что-то о Renault с полным приводом для России, о кроссоверах, про Logan на «автомате» (тогда еще ничего такого не было в линейке фирмы - для нашей страны) – он так мягко улыбнулся и с чисто французской учтивостью пояснил, что компания будет действовать «шаг за шагом». Это был и намек, что события не стоит торопить, и одновременно обещание дальнейшего неизбежного прогресса.

И глядя на новенький Renault Sandero Stepway, я припомнил эти слова. Дальнейший прогресс неизбежен, в случае с Renault это очевидно. Признаемся – не все любят и уважают «французов» в Сибири, в массе своей отдавая безусловное предпочтение «немцам» и «японцам». Я и сам долгое время придерживался этой точки зрения. Однако в последние годы именно Renault кардинально разрушает стереотипы о французских автомобилях как проблемных и странных (как в эргономике, так и дизайне). Последние поколения Logan и Sandero, как и уже проверенные временем Duster и Fluence, буквально проминают авторынок страны – даже несмотря на неблагоприятную финансовую ситуацию. Люди расхватывают Logan и его соплатформенников чуть ли не с автовозов, отдавая должное надежности и практичности этого небольшого, но на редкость удачного автомобиля.

Шаг за шагом

И сразу же, перед тем как дать развернутое описание нового Sandero Stepway, короткий обобщающий спойлер: если первое поколение «Степвэя» производило впечатление просто обычного городского хэтчбека в обвесе и с минимальными усилиями по увеличению клиренса, то нынешний Stepway – уже почти полноценный кроссовер! Он выглядит как кроссовер, он едет, как переднеприводный кроссовер, он ощущается в салоне как высокий автомобиль с универсальной емкой подвеской. И это делает его психологически выше классом – при сохранении прежнего уровня цен относительно конкурентов (разумеется, в абсолютном выражении придется учитывать сдвиги по прайсам в соответствии с декабрьскими валютными событиями).

 

Когда в 2004-м году французы из Renault представляли в Москве тот самый первый Logan (а из России модель быстро разошлась по соседям из СНГ), россиян на новых иномарках было относительно немного. Ввозились бюджетные «немцы» и «японцы» секонд-хенд («это было славная охота, Маугли»…), бизнесмены покупали «Мерседесы» или «Ауди» - но массовый потребитель брал из салона, со свеженькой гарантийной книжкой лишь «Ладу». Поэтому Logan стал первенцем, неприхотливым, надежным, собранным по стандартам Renault – но доступным массам. Несмотря на свое откровенное уродство, чего греха таить.

Шаг за шагом

А французы и не скрывали, что будет недорого, но грустно. Ведь, по большому счету, на Западе Renault – это уже достаточно дешево и просто. Для надменных остряков из Top Gear марка Renault – нечто нарицательное, символ «дешмана» и  скукоты (с первым можно отчасти согласиться, но второе все-таки напрасный навет: в истории французского концерна немало выдающихся машин). А Logan, и вслед за ним хэтчбек Sandero – это как бы два шага вниз от нижней кромки западно-европейской потребительской корзины: проще и доступнее разве только игрушечная Tata Nano. Будем откровенны: в любой стране Renault Logan/ Sandero – автомобиль ограниченного бюджета.

Неужели у Sandero (право же, технологически можно с равным правом писать как Sandero, так и Logan) совсем не было достоинств, кроме импортного конвейера и цены? Нет, это преувеличение: достоинства были. И в первую очередь – подвеска. Кажется удивительным, что французы смогли сделать платформу В0 такой выносливой, а подвеску такой энергоемкой, живя в рафинированной Европе. Удивление проходит, если вспомнить, что заводы  Renault  (а значит, и инженеры, и полигоны, и опыт) раскиданы по всему свету: дороги в Бразилии и Турции тоже не лыком шиты. Так или иначе, Sandero умеет расправляться с мелкими ямами и трещинами в асфальте не хуже многих более дорогих иномарок. Вторым важным плюсом Sandero/ Logan всегда были моторы: они стойко переносили постсоветский Аи-92, и не ломались годами. Ну а третий краеугольный камень Sandero – выгодное соотношение функционала и цены. Об этом уже сказано.

Шаг за шагом

Итак, год 2014-й, Румыния по-прежнему считается самой бедной европейской страной, и на встречу уже порядком раздраженным почитателям Renault (сколько можно нам кормить рестайлингами Logan?!) спешат совершенно новые Logan, Sandero и Sandero Stepway. Впрочем, тут же выясняется, что революции не будет. То есть она есть в дизайне, безусловно – теперь Sandero Stepway из дешевой и скучной машины превращается в дешевую и симпатичную. Но платформа все та же В0, гамма моторов практически не изменилась (два атмосферника 1.6 литра с восемью и шестнадцатью клапанами соответственно), да и коробки остались старые. Ну, а чего вы ждали от автомобиля стоимостью менее 10000 евро?

За новый облик, тем не менее, Sandero Stepway можно многое простить. Ушли в прошлое вырубленные топором по живому треугольные несуразности прежнего поколения, ушли некрашеные бамперы, ушел к дьяволу (о, восторг, о, облегчение!) безумный клаксон, кнопка которого была упрятана на торце переключателя поворотов. Наконец-то в списке эпитетов модели не кажется недоразумением слово «элегантный». И наоборот, кличка «уродец» с проклятиями отправляется в страну некрасивых автомобилей, где ее с нетерпением поджидают «Запорожец», Pontiac Aztek (на нем ездил скромный учитель химии в сериале «Breaking Bad») и целый взвод замечательных конструкций из Тольятти. И при этом новый Sandero Stepway поразительно уместен своими немного нарочито квадратными обводами: он как бы с достоинством подчеркивает рабоче-крестьянское происхождение, не заигрывая с неискренней манерностью.

Шаг за шагом

Собираться Sandero Stepway будет также на АвтоВАЗе, как и новый Logan; дорожный просвет при этом составит 195 миллиметров (на 40 миллиметров больше, чем у обычного хэтчбека). Что приятно – во всех упомянутых моделях под полом багажника полноразмерная «запаска», а не легкомысленный европейский «банан». А сборка АвтоВАЗа – это хорошо или уже можно паниковать, спросит осторожный читатель? На что ответим ему: Renault Sandero Stepway – это все же не премиум-класс, здесь немного иные допуски и стандарты материалов; можно надеяться, что тольяттинцы справятся (в конце концов, собирают же там «Альмеры» и «Датсуны»; да и вообще, такими темпами конвейер АвтоВАЗа вскоре окончательно превратится в сборочное подразделение Renault-Nissan).

 

Вкратце о динамике. Простой 82-сильный двигатель с восемью клапанами создан, чтобы везти, а не разгонять. Для этого полка крутящего момента, который теперь составляет 134 Нм (больше на 10 Нм, чем прежде), сдвинута в нижнюю зону тахометра. А передаточные числа старой пятиступенчатой коробки и без того сближены. Моторчик обещают довольно нешумный, уверенно тянущий машину хоть с одним пассажиром, хоть с четырьмя; в городе его возможностей достаточно.

На нашем же тесте побывал Stepway, где под капотом трудится более дорогой и мощный 102-сильный агрегат с 16-ю клапанами. Он весьма эластичен, безропотно вывозит автомобиль с 40-50 км/ч на четвертой передаче, и даже на скорости 120-130 км/ч  шумит умеренно. Сравнивая с таким же мотором в новом Logan, создается впечатление, что у кроссовера звукоизоляция чуть лучше (поскольку на шестнадцатиклапанном Logan в режиме 130 км/ч на пятой передаче двигатель басит очень ощутимо). Но оговорюсь – все субъективно, точных данных по децибелам у меня нет.

Шаг за шагом

С более мощным мотором уже можно попробовать кого-то обогнать (снаряженная масса 1127 кг – почти как у «Гранты»), в городских пределах слегка полихачить, выкручивая двигатель до 4000-5000 об/мин. Кстати, есть любопытное мнение: бюджетные моторы Renault после 5 000 км пробега (или около того)  преображаются и начинают вести себя намного резвее. Я слышал это как от простых владельцев французских авто, так и от сотрудников дилерских центров. И вам, и мне понятно, что Sandero Stepway – далеко не спортивный автомобиль; но откровенно говоря, за рулем этого псевдокроссовера не скучно.

 

В сравнении со старым поколением Sandero Stepway  в салоне все стало заметно веселее и современнее. Приятно ложится в руки удобный кожаный руль с кнопками управления круиз-контролем; панель приборов простая и наглядная; бортовой компьютер информативен, а штатный парктроник предупредителен. И не будет лишним еще раз подчеркнуть: тактильные ощущения от пластика и исполнения всех панелей, обшивки, органов управления совсем другие, более солидные и качественные. Серьезно улучшена эргономика Stepway: ведь раньше, что греха таить, автомобиль был во многом французским, этаким странным гадким утенком, где нужно искать нужные кнопки и рычажки, рискуя вывихнуть глазное яблоко. Нынешний Sandero полон европейского позитива и дружелюбия к человеку, который сел в машину впервые.

Шаг за шагом

Правда, несколько ложек дегтя нашлось: проблематично дотянуться до «крутилки» наклона спинки сиденья (она у водителя справа внизу, и перекрыта подлокотником); нажимать кнопку обогрева сиденья при закрытой водительской двери трудно – рука проходит в зазор с трудом; да и сам центральный подлокотник не вполне уместен – если у вас машина с МКПП (а таких пока большинство), то включать 4-ю или заднюю скорости при опущенном подлокотнике придется выгнутой вниз кистью. Неудобно!

 

Никуда не делась всепрощающая подвеска, которая перекочевала с предыдущего поколения почти без изменений. Можно штурмовать проселок на хорошей скорости, насколько позволяет вполне кроссоверный клиренс, и не бояться за вибрационный шок. Конечно, у Sandero Stepway нет полного привода – но это вполне предсказуемый маркетинговый ход, оберегающий продажи Duster. При этом инженеры вернули в конструкцию Sandero стабилизатор поперечной устойчивости, и автомобиль вовсе не кажется валким диваном. Есть также гидроусилитель с переменными характеристиками усилия.

Температурой в салоне управляет полноценный климат-контроль (как и у нового Logan, дизайн блока на центральной консоли – на твердую «пятерку»), а развлекательными возможностями и навигацией заведует мультимедийный комплекс с простым и удобным интерфейсом. Более того, активная безопасность – под контролем системы ESP. Единственный вопрос к создателям Sandero Stepway возник у меня при прогреве машины: где указатель температуры двигателя? В моей комплектации, во всяком случае, его почему-то не было… Понятно, что в реальности датчик есть и бортовой компьютер отслеживает температуру – но экономить на такой мелочи мне показалось неуместным.

Шаг за шагом

 

Что же, в целом Sandero стал весьма обаятельным: в первую очередь, это заслуга новой глобальной концепции Renault, которую мы вольно трактуем как «наши машины тоже можно любить». Посмотрите на фотографии – ведь симпатяга же, не правда ли?  Положа руку на сердце – я бы взял себе такую машину… будь у нее полный привод. Но ведь мы помним – «шаг за шагом», еще все впереди.

 

Павел Веселовский.

 

*редакция журнала благодарит автосалон «Рено на Свободном» за предоставленный автомобиль

 

 

 

 

Рейтинг:
Renault Sandero Stepway, 2014 г.
1 2 3 4 5